Выиграет сильнейший: кто построит электростанцию в Тамани?

Госэнергохолдинг ИнтерРАО, подконтрольная финскому концерну Fortum одноименная российская компания и генерирующая компания Татарстана намерены принять участие в конкурсе на строительство электростанции в Тамани.

В январе 2016 года было принято решение о строительстве электростанции мощностью 450 МВт в Тамани для усиления энергосистемы юга России и обеспечения стабильности энергопоставок в Крым. Сейчас дефицит мощности составляет около 250 МВт.

Заявки на участие в конкурсе на строительство новой электростанции в Краснодарском крае будут приниматься в период с 9 по 16 июня 2016 года. Итоги конкурса планируют подвести до конца июня. Параллельно продолжает обсуждаться вопрос о наделении какой-либо компании правом строить электростанцию вне конкурса. По данным “Интерфакса”, «Ростех» уже обратился с просьбой рассмотреть вариант строительства электростанции специалистами ОАО ВО “Технопромэкспорт”.

Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин в разговоре с корреспондентом ФБА «Экономика сегодня» напомнил, что параметры будущей электростанции утверждены распоряжением правительства РФ № 240-р от 18 февраля 2016 года.

«Сейчас техническая часть проекта утверждена, идет отбор ценовых предложений. Когда они будут собраны, то и определится победитель. Им станет тот, кто даст наименьшее ценовое предложение и сможет выполнить технические требования.

Спор идет между заказчиками, а подрядчик может быть выбран позже. Все компании имеют опыт строительства электростанций», — говорит Сергей Пикин. А потом он оценивает перспективы каждого участника конкурса.

«Если бы стройка была в Крыму, то «Технопромэкспорт» имел бы больший приоритет. А так, кто победит, тот и будет выбирать генподрядчика. Поскольку Тамань обозначена как станция, закрывающая потенциальный дефицит мощности в энергосистеме юга России, то в конкурсе участвует «Фортум», компания с европейской пропиской, которую сложно подвести под санкции.

ОАО «Генерирующая компания» из Татарстана могла бы использовать имеющееся парогазовое оборудование мощностью 230 МВт. Таким образом, она может получить преимущество в цене, поскольку основным риском проекта являются валютные затраты на оборудование.

В конкурсе есть преимущество у иностранных компаний, так как они могут брать кредиты в валюте под 3-4%. Вместе с тем, некоторые компании могут финансировать строительство и за счет свободного денежного потока. Тот, кто победит, тот и будет выбирать генподрядчика», – полагает эксперт.

Затраты на строительство станции в размере примерно 38 млрд рублей покроют потребители европейской части России и Урала. 

Проект позволит вернуть вложенные средства через рынок с гарантированной нормой доходности. Заявленная базовая доходность по проекту составляет 14%. Строительство объекта должно быть завершено к январю 2019 года. Сроки весьма сжатые и их невыполнение грозит подрядчику солидными штрафами. Если бы они начислялись в соответствии с действующим механизмом, то за каждый просроченный месяц строителям пришлось бы выложить по  100 млн рублей. Но в феврале 2016 года Минэнерго заявило, что не будет накладывать штраф на инвестора, если возведение станции закончится летом 2019 года.