Строительство ВНКХ снизит цены на бензин на Дальнем Востоке России

После ввода в эксплуатацию Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) большая часть топлива будет оставаться на Дальнем Востоке, что положительно скажется на уровне цен в регионе, отмечает младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.

Инвесторы “Роснефти”

«Роснефть» продолжает поиск иностранных инвесторов для проекта строительства Восточного нефтехимического комплекса. По словам главы компании Игоря Сечина, у «Роснефти» есть интересные предложения из США и Китая. Более того, с рядом китайских инвесторов уже подписаны обязывающие документы. Да и сам Сечин отмечает, что с точки зрения интегральных подходов приоритет отдается сотрудничеству с китайскими партнерами.  

«Проект ВНХК давно реализуется, и в свое время у него возникали определенные сложности. Интерес со стороны зарубежных инвесторов возможен, но я бы не стал питать излишнего оптимизма до нормализации политической ситуации. В текущей ситуации привлечение финансирования будет затруднено в связи с американскими санкциями. В этом плане ВНКЗ будет больше интересен китайским инвесторам, но многое еще зависит и от того, на каких условиях они захотят войти в проект», – комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Строительство нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке будет происходить в три очереди. Как ранее обращал внимание глава Минэнерго Александр Новак, две первых очереди должны быть введены до 2022 года. Они представляют собой нефтеперерабатывающий завод мощностью до 12,5 млн тонн нефти и нефтехимические мощности в 3,4 млн тонн сырья в год.

Положительный эффект строительства ВНКХ

«Нефть, скорее всего, предназначена для внутреннего рынка, потому что ВНКХ строится отчасти и потому, что на Дальнем Востоке стоимость топлива остается высокой. Она объясняется сложными логистическими маршрутами нефти и нефтепродуктов. Сегодня нефть сначала доставляется железнодорожным транспортом на Комсомольский завод, а потом обратно топливо развозится колесным транспортом. Возникает большое количество издержек, которые в случае трубопроводной доставки сведутся к минимуму.

Если завод будет бесперебойно обеспечен сырьем, то на развитии региона его работа скажется положительно. Во-первых, немного присядут цены на топливо. И хотя значительная часть бензина и дизельного топлива останется внутри страны, часть продукции все же будет ориентирована на экспорт, на азиатские рынки. Во-вторых, увеличатся налоговые поступления в местный бюджет»,  – продолжает наш собеседник.

По некоторым подсчетам поступления в бюджеты всех уровней могут к 2030 году превысить сумму в 1 трлн рублей. Кроме всего прочего, создание нефтехимического комплекса на площади в 1200 гектар обеспечит работой десятки тысяч человек, который будут работать тут как в процессе строительства, так и после ввода его в эксплуатацию. Объем инвестиций в две очереди составит 796 млрд рублей.