Нет рельсов, нет транзита: Украина сама себя оставила не у дел

РЖД продолжает строительство участка дороги в обход Украины. Силами железнодорожных войск России начата укладка путей между будущими железнодорожными станциями Зайцевка и Сергеевка, протяженность которых составляет 23,4 километра.

Железная дорога пересекает небольшой участок Луганской области, который находится под контролем Киева, но далее еще какое-то время идет вдоль границы.

Известно, что общая протяженность обхода на участке Журавка-Миллерово должна составить 122,5 км. Этот маршрут был утвержден в 2014 году, когда было решено ускорить воплощение этого проекта. С тех пор строительство далеко не продвинулось: очередь дошла только до второго перегона. Летом текущего года, как заявляет генерал-лейтенант Олег Косенков, было закончено только 38% от общего объема работ.

Как полагает Андрей Окара, директор Центра восточноевропейских исследований, стратегия, направленная на то, чтобы поезда, идущие из России в Россию не проходили по территории Украины, была принята вместе с развалом Советского Союза. “Тогда это артикулировалось по-разному и не стояло в числе приоритетных задач.  

Очень многие поезда, которые шли с Курского вокзала из Москвы в Грузию, доезжали до Харькова, потом через Лозовую, в Донецкой области выезжали в Ростовскую область и потом шли к Кавказу. В 1991 году было сформировано мнение, что необходимо избавляться от транзита через Украину. РЖД не хотелось зависеть от Украины, это усложняло межведомственные расчеты, ну и две таможни на въезде и две на выезде также не добавляют позитивных эмоций.

Очевидно, от переезда в Луганской области избавляются в духе того же курса. Тем более, что речь идет о сравнительно небольшом расстоянии. Конечно, работа продвигается медленно, но в любом случае, как бы ни сложилась ситуация на Донбассе, это длиннее, но это правильно”, – прокомментировал он ФБА “Экономика сегодня”.

“Решение с этой железной дорогой нужно видеть в комплексе аналогичных мер, в которых строительство этого небольшого участка железной дороги – далеко не самый большой из проектов, который призван создать на территории России дублирующие мощности, – соглашается политолог Александр Васильев. –  В 2014 году, когда произошло серьезное ухудшение отношений между Россией и Украиной, возникла масса проблем для российского ОПК, для выполнения заказа о перевооружении.

В программу строительства дублирующих мощностей сейчас вкладываются большие деньги

Проблема в том, что раз эту дорогу строят здесь, то ее не строят там, где она может быть необходима на территории России. Строится эта дорога не в период избытка денег, когда люди думают, куда бы еще вложить средства, а в условиях жесткой бюджетной экономии. Может быть тактически это и оправдано какой-то оборонной необходимостью, но стратегически это неправильный подход.

Проблемы это не решает. К примеру, недавно разгорелся скандал вокруг перевалки железной руды, которая принадлежит компании Алишера Усманова. Почти 5 млн тонн руды, объемы довольно большие, и Усманов вынужден выбирать, везти их ему через Украину или Прибалтику. Потому что Россия к западным морям обращена двумя крошечными пятачками, это Новороссийск и окрестности Петербурга. И крупный Российский бизнес вынужден думать, как договариваться с украинским правительством. Конечно, хотелось бы, чтобы российская дипломатия поработала над тем, чтобы сделать эти проблемы невозможными.