На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика». Почему другие арктические державы не уделяют развитию ледокольного флота должного внимания, и насколько выгодно с использованием «Арктики» перевозить по Севморпути сжиженный газ, разбиралась «Экономика сегодня».
О преимуществе использование ледоколов типа «Арктика» в деле освоения региона, рентабельности проводки судов по Севморпути и американской арктической «форточке», нам рассказал профессор и директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов:
«Нужно понимать, что у России морской арктический фасад самый протяженный в мире. География – это очень упрямая и объективная вещь, которая определяет российское лидерство. У Штатов «форточка» маленькая, хотя ресурсы необходимые есть. У Канады побольше, но она исторически не имела претензий в регионе и не была готова на капиталоемкую программу строительства ледоколов, тем более атомных. Каждое новое правительство Канады заявляет, что Арктика и Север образуют идентичность страны. Но реально отнимать деньги у других сфер на эту программу, которую они каждый раз заявляли как приоритетную, в Канаде не станут.
Страны Северной Европы идут по иному пути – у них классическая арктическая интенсификация, концентрация инноваций в Северном море. Они экспериментируют с использованием высоких технологий на плотном пространстве, им ни к чему размах, ширь, пространство, поэтому ледоколы им не нужны. Россия - безальтернативный лидер в деле реализации ледокольной программы.
Еще в 90-е годы стоял вопрос, как реализовать планы с меньшими затратами, чем при СССР. На это у нас ушло 30 лет, чтобы отработать технологии менее затратного присутствия в арктической зоне. По моим ощущениям, строительство «Арктики» менее затратная программа, чем в свое время была строительство атомного ледокола «Ленин».
Конструктивно «Арктика» другой ледокол по сравнению с «Лениным». Во-первых, он двухосадочный, то есть у него есть возможность идти как носом, так и кормой. Во-вторых, он более маневренный, что серьезно экономит издержки. Что касается рентабельности использования ледоколов на Севморпути на проекте вывоза сжиженного газа «Ямал СПГ», то здесь стоит вспомнить советскую программу ледокольного флота и всесезонной навигации в Арктике, которая возникла в результате строительства «Норильского комбината».
Именно комбинат инициировал начало работ по созданию ледокольного флота, в том числе атомного. Был гарантированный круглогодичный морской вывоз концентрата полиметаллов из Норильска, что с точки зрения экономики страны очень важно. Можно здесь провести аналогию - как для первых атомных ледоколов «Норильский комбинат» был якорем, так сейчас углеводороды Ямала являются якорем с точки зрения гарантированной загрузки ледоколов на эту проводку, по восточному сектору все выглядит менее определенно.
А поскольку планируется, что объемы вывоза будут составлять десятки миллионов тонн, то экономия на масштабе возникнет значительная. Теперь все зависит от того, будет ли объем газоконденсатных грузов реализован в полной мере. Иметь же надежную оснастку для проводки грузов России просто необходимо».