В качестве источников электроэнергии на судах используются генераторы постоянного и переменного тока, аккумуляторные батареи.
Генераторы судовой электроэнергетической системы классифицируются: по типу приводных двигателей (на дизель-генераторы, турбогенераторы и валогенераторы); по назначению (на основные, резервные, стояночные и аварийные); по роду тока (на источники постоянного тока и источники переменного тока).
В зависимости от типа турбины (паровая, газовая) турбогенераторы подразделяют на паротурбогенераторы и газотурбогенераторы. Валогенератором называется генератор, привод которого осуществляется от валопровода судового движителя с помощью зубчатой, цепной или клиноременной передачи.
Основные электрогенераторы предназначены для питания судовых потребителей электроэнергией в ходовом и других напряженных режимах работы судна — при стоянке во время грузовых операций, швартовке, снятии с якоря.
Стояночные электрогенераторы (небольшие по мощности) обеспечивают потребителей электроэнергией во время стоянки при неработающих грузовых и других механизмах, потребляющих много энергии.
Резервные электрогенераторы необходимы на случай отказа или профилактики основного генератора.
На паротурбинных судах в качестве основных и резервных генераторов устанавливают турбогенераторы, на теплоходах — дизель-генераторы. Если на теплоходе установлен утилизационный котел, то в дополнение к дизель-генераторам может быть установлен ходовой турбогенератор. В качестве стояночных генераторов используют обычно дизель-генераторы.
Аварийные электрогенераторы обеспечивают снабжение потребителей, работающих в аварийном для судна режиме (аварийного освещения трапов, проходов, шлюпочных палуб, рубок; аварийного рулевого электропривода, сигнально-отличительных огней и др.). Их устанавливают на каждом самоходном судне выше палубы переборок и вне шахты МКО. Мощность аварийного дизель-генератора обычно составляет 100 кВт. Согласно Правилам Регистра СССР время работы аварийных электрогенераторов зависит от назначения и размеров судна. Они должны быть оборудованы системой автоматического пуска при исчезновении напряжения на шинах ГРШ. На некоторых судах аварийным источником могут быть аккумуляторные батареи, включение которых в аварийную сеть производится также автоматически. Если аварийным источником электроэнергии является дизель-генератор, то предусматривается аварийная аккумуляторная батарея (как кратковременный источник электроэнергии), питающая те же потребители в течение времени, указанного в Правилах Регистра СССР.
Из существующих видов аккумуляторов наибольшее распространение получили щелочные (кадмиево-никелевые, железоникелевые), имеющие больший срок службы по сравнению с кислотными. Аккумуляторы хранят на судне в специальных помещениях— аккумуляторных, которые должны иметь хорошую вентиляцию и выход на открытую палубу.
Преобразователи электрической энергии применяются в случаях, когда для питания одного или нескольких потребителей необходимы род тока, напряжение или частота, отличные от тех, которые имеют основные источники электроэнергии, установленные на судне. Преобразователи переменного тока в постоянный называются выпрямителями. Преобразователи постоянного тока в переменный называются инверторами.
Все преобразователи можно разделить на электромашинные (вращающиеся) и статические. Электромашинные преобразователи, применяемые в судовых электроэнергетических системах, имеют конструктивное исполнение в виде одно-, двух или трехмашинных агрегатов. Наиболее часто применяются двухмашинные агрегаты, состоящие из двигателя и двух генераторов на общей фундаментной раме. Статические преобразователи электрической энергии изготовляются на базе полупроводниковых элементов. К ним относятся диоды, транзисторы, тиристоры и другие элементы. Статические преобразователи имеют значительный КПД, большое быстродействие, высокие механическую прочность и надежность. К статическим преобразователям относятся полупроводниковые выпрямители — селеновые, германиевые, кремниевые, купроксные.
Для изменения величины напряжения применяют трансформаторы.
Судовая электростанция размещается в МКО и реже в отдельном отсеке. При расчете мощности судовой электростанции очень важно определить число и мощность генераторов, которые должны обеспечивать во всех режимах работы судна бесперебойное снабжение электроэнергией потребителей с учетом максимальной загрузки генераторов. Для этого составляют таблицу нагрузки. По Правилам Регистра СССР общее количество генераторов основной электростанции не может быть меньше двух (в том числе один резервный).