Датский синдром: Копенгаген в «борьбе» с «Северным потоком-2» играет на два фронта

Признание премьера Дании Ларса Расмуссена, что Копенгаген не в силах помешать строительству «Северного потока-2» – это приглашение к торгу. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Позиция, которую сейчас заняла Дания по «Северному потоку-2», идентична той, что она демонстрировала во время подготовки первой ветки «Северного потока». Тогда Копенгаген объявил: у него есть глубочайшие сомнения, что строительство и эксплуатация газопровода будет соответствовать нормам экологической безопасности. То есть мы наблюдаем банальные попытки вести торговлю – получить за выдачу разрешения что-то от «Газпрома», «Евросоюза» или обоих сразу.

Причем все понимают, что Дания рано или поздно свое положительное заключение даст – вариантов отказать просто нет, и Копенгаген это открыто признает. Иначе те же Германия и Австрия будут относиться к датским властям как к умалишенным – от них требовалось лишь подписать совершенно легальные бумаги. Но попытаться шантажировать своей «значимой в проекте» позицией никто чиновникам Дании не мешает. Что мы, собственно, и наблюдаем в последние несколько месяцев», — отмечает специалист.

Премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель в Берлине признал: у Копенгагена нет правовых возможностей помешать строительству газопровода «Северного поток-2», но он может его замедлить, если согласится на прокладку труб через свои территориальные воды. Однако в этом случае маршрут газопровода будет изменен и пройдет через международные воды, на что разрешения Копенгагена уже не потребуется. Расмуссен добавил: он предпочел бы, чтобы переговоры с Россией вела Еврокомиссия, а не отдельные страны.

«Все заявления, что датским властям не нравится ответственность за принимаемые решения – просто лицемерие. По сути это попытка оправдать действия Копенгагена перед так называемой «европейской солидарностью». Схема проста: лучше бы выдать мандат на переговоры с Россией по газопроводу Еврокомиссии, а если мандат не выдан, Копенгаген ничего поделать не может и вынужден разрешить «Газпрому» работать.

Примерно также датские власти торговались и по проекту первого «Северного потока», стараясь угодить сразу всем и что-то получить от проекта в свою пользу. Все эти игры настолько знакомы, что в этот раз уже особо никого не убеждают – всем ясно, что спустя какое-то время Копенгаген с тяжкими вздохами выдаст требуемый пакет бумаг. Ибо портить отношения с Берлином Дании очень не хочется, но при этом нужно показать противникам проекта свою лояльность», — подчеркивает эксперт.

Риски и санкции

В процессе дискуссии о прокладке газопровода «Северный поток-2» из России в Европу Дания неожиданно инициировала принятие на своей территории нового национального закона. Согласно документу, проекты трубопроводов должны рассматриваться не только с точки зрения экологической безопасности, но и с позиции национальных интересов страны. Эксперты сочли это попыткой воспрепятствовать «Северному потоку-2». «Газпром» же объявил, что предусмотрен альтернативный маршрут газопровода, который обогнет национальный воды Дании и разрешение Копенгагена не потребуется.

«Северный поток-2» — проект газопровода, который должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря. Совокупная мощность проекта оценивается в 55 миллиардов кубометров газа в год. Запуск газопровода планируется в конце 2019 года.

«Объективных причин для блокировки «Северного потока-2» на сегодняшний день просто нет. Даже пресловутые американские санкции, которые теоретически могут быть наложены на оказывающие услуги «Газпрому» компании Европы – не более, чем безобидная страшилка. Здесь соль в том, что такие ограничения США неминуемо должны будут согласовать с Европой. И очень трудно поверить, что Берлин, Париж, Вена или Рим скажут: мы двумя руками поддерживаем Вашингтон в наказании наших национальных компаний на сотни миллионов евро за сотрудничество с «Газпромом» по газопроводу.

Теоретически проблема может возникнуть уже в самом Евросоюзе со строительством внутренних газопроводов, которые будут транспортировать полученный по «Северному потоку-2» газ по странам ЕС. Но и это проблема регламентная – по новым европейским нормам придется просто переделать документацию и зарезервировать часть мощностей «трубы» из России под мифических поставщиков, которые вдруг появятся ниоткуда и решат конкурировать с газом из РФ.

В итоге сейчас мы видим лишь «могучих отцов европейской демократии» в лице Украины, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, которые заявляют, что «Северный поток-2″ угрожает Европе, Россия с его помощью намерена всех захватить и вообще это проект политический. Тогда как Германия, Австрия и ряд крупных европейских компаний четко понимают коммерческие прибыли проекта и всячески поддерживают его. На этом фоне риторика Киева, Варшавы и прибалтийских игроков смотрится, по меньшей мере, комично», — заключает Александр Фролов.