Министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль заявил, что Германия готова поддержать «Северный поток 2» в случае, если он будет удовлетворять следующим условиям: не угрожать транзиту газа через Украину, удовлетворять требованиям законодательства и не ограничивать поставки газа в Восточную Европу.
О том, означает ли это заявление «Да» или «Нет», «Экономика сегодня» спросила Вячеслава Кулагина, директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН.
«Я бы сказал, что основное в этом заявлении то, что Зигмар Габриэль сказал, что проект не подпадает под действие третьего энергопакета, что подразумевает, что проекту можно предоставить исключение, но по большей части, все же, заявление дипломатического характера. В том смысле, что при том, что основной мыслью остается то, что Германия готова поддержать строительство «Северного потока 2», при этом все, что беспокоит противников проекта, нужно учитывать.
Германия не готова идти в одиночку и идти против стран с негативной позицией, но проект может быть реализован с учетом этой обеспокоенности. По большому счету, это, конечно, скорее плюс. Действительно, нужно будет отдельно подчеркнуть, что проект не направлен на ограничения на поставки газа в страны Восточной Европы, что все стороны это понимают. Собственно, Россия-то и никогда не была против продления всех возможных контрактов на поставку газа в Восточную Европу. Это Польша выражала желание не продлевать контракт после 2022 года.
И то заявлять это за 6 лет до окончания контракта - чисто политический ход. Через 6 лет будут другие политики и другие люди во главе компаний, которые, вероятно, никакого отношения к этому заявлению иметь не будут.
Возвращаясь к Германии, она выступает в своих интересах, потому что будут участвовать германские компании, потому что это увеличит возможности поставок в Германию и ее роль как транзитного звена для поставок в третьи страны. Естественно, для Германии «Северный поток 2» более чем привлекателен. Но дипломатически она демонстрирует, что готова учитывать беспокойства.
Я думаю, что все эти сложности будут пытаться перевести в бюрократическую плоскость. Если говорить об исключениях в рамках третьего энергопакета, то практически все крупные проекты, которые создавались с момента вступления его в силу, были реализованы на правах исключений. И каждый раз оговорки существенно отличались и по объему и по содержанию. Соответственно, когда будут проговариваться исключения, будут присутствовать определенные формулировки дипломатического характера.
Но нужно понимать, что если говорить о приостановке транзита через Украину, либо прекращении поставки газа в одну из стран Восточной Европы, то это либо решение этих стран, либо форсмажор. А при форсмажоре будет использоваться та инфраструктура, которая есть и никакие оговорки приниматься во внимание не будут», - уверен эксперт.