Железная дорога в обход Украины увела Bombardier на антисанкционный путь Siemens

Компания Bombardier стала объектом обвинений в помощи России в «войне» против Украины‍ из-за специфики Канады. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал профессор РУДН, политолог Юрий Почта.

«Строительством железнодорожной ветки «Журавка-Миллерово» в обход Украины Россия избавила россиян от рисков въезда на территорию этой страны. С учетом ухудшающихся отношений и растущих рисков это было отнюдь не лишне – с нашими гражданами на территории соседней страны могло случиться что угодно. Тем более, Киев намеренно сокращает железнодорожное сообщение между двумя странами вслед за авиационным – есть шансы, что ликвидирует его совсем. А россиянам нужно было попасть из точки «А» в точку «Б» на территории РФ транзитом через соседнюю страну – зачем нам эти риски.

Bombardier под обструкцию на родине в связи с этим проектом попала из-за специфики своего государства. Канада – страна мигрантов, она в основном разделена на французскоязычную и англоязычную части, но сильны там и огромные группы, объединенные по национальному признаку. В данном случае активизировалась украинская диаспора, которая в этой стране довольно многочисленна. При этом Канада – одна из самых жестких критиков России, и с введением санкций отношения между странами не улучшились. Bombardier придется отвечать на выпады «, — отмечает аналитик.

Компанию Bombardier раскритиковали в Канаде за участие в российском проекте строительства железной дороги Журавка – Миллерово в обход Украины. Bombardier Inc. в этом проекте выиграла контракт на сумму 8 млн долларов на установку своих фирменных железнодорожных систем управления. Аналитики утверждают, что строительство железнодорожной ветки имеет «очевидные военные последствия». По их мнению, это позволит России «быстрее перемещать танки и другие войска вдоль границы», в случае развития «конфликта с Украиной».

«Руководству Bombardier, возможно, придется публично извинится за сотрудничество с Россией, иначе шквал критики усилится. Вероятно, компания даже пообещает больше не повторять подобных ошибок – в Канаде давление на антироссийской волне может быть крайне жестким. Но едва ли дело дойдет до финансовых претензий – по сути, санкции не нарушены, а критика на словах убытков не приносит.

В целом же Запад, раньше добивавшийся максимального проникновения своего бизнеса во все уголки планеты, стремительно отходит от ранее занятых позиций. И сейчас он жертвует интересами бизнеса ради политики, что в принципе для экономики и предпринимателей неприемлемо. Запад выводит свой бизнес оттуда, где тот может заработать, развязывая экономические войны. Этим он пытается сохранить свое угасающее влияние на мир, но удается это все хуже», — подчеркивает эксперт.

Формальные претензии

Представитель Bombardier Оливье Марсил заявил, что не видит противоречий в участии канадской компании в строительстве ветки в обход Украины. «Этот проект находится на 100% внутри границ России, вдали от украинской границы. Дорога избегает «зоны конфликта» и обеспечивает безопасную перевозку грузов и пассажиров между Воронежской и Ростовской областями России», – сказал он в ответе на запрос журналистов. И добавил: Bombardier считает проект вполне совместимым с санкциями Канады против РФ.

Двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью 137 км в стороне от государственной границы России и Украины была построена в августе 2017 года. С декабря 2017 года на линию были переведены транзитные пассажирские и грузовые поезда. В прошлом году немецкой Siemens удалось обойти антироссийские санкции, когда его турбины были поставлены на теплоэлектростанции Крыма. Германский концерн объявил, что не знал, куда Москва установит турбины, и даже инициировал несколько судебных исков, которые впоследствии проиграл. Турбины же станут частью энергосистемы Крыма уже в ближайшие годы.

«Варианты обхода торговых ограничений бизнес придумал давно – еще во времена Муаммара Каддафи, когда Ливию обложили санкциями, ее бизнес импортировал все, что было нужно. Использовались обходные пути поставок, «прокладки» из одноразовых фирм, посредники в третьих странах. То есть санкции – не абсолютная панацея, «лекарства» от них давно испытаны.

Однако, когда Запад развязывает экономические войны, растет напряжение. США и Канаде проще объявляться санкции к России, так как объемы нашей взаимной торговли невелики. Объемы товарооборота РФ с Евросоюзом в десять раз больше, и убытки Европы уже хорошо ощущаются. Отсюда нынешний «бунт на корабле» в ЕС против санкций с протестами Италии, Германии, Чехии, Венгрии.

В условиях еврокризиса, раскола в отношениях Европы и США, неустойчивой мировой экономики и ряда глобальных проблем «российский вопрос» обостряет противоречия Запада. Но именно Штаты и их союзники вводили санкции против РФ, и если от этого страдает их же бизнес, это показывает, что политики все же сделали ошибки и вредят собственной экономике», — заключает Юрий Почта.