«Зенит-Арену» достроит Олег Дерипаска

 

Компания «Трансстрой»  Олега Дерипаски выиграла право достроить «Зенит-арену» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Новый контакт государство заключило с «Трансстроем» на сумму чуть более 9 млрд рублей. По этому контракту генеральный подрядчик должен завершить все этапы строительства к маю 2016 года. Новый домашний стадион питерского футбольного клуба обойдется казне по нынешним расчетам в 38 млрд рублей. Но сумма, как уже повелось, может возрасти.

«Зенит-арена» станет одним из самых дорогих стадионов за всю историю футбола. Деньги, выделяемые подрядчикам, словно растворялись в густом петербургском тумане, что дало повод множеству кривотолков, анекдотам и другим формам народного творчества. Эпопея со строительством стадиона в «10 метрах от могилы Канта» началась в 2007 году. Строительная компания «Авант» тогда обещала спроектировать и построить арену за 6,7 млрд рублей. Для футбольного стадиона такая сумма является вполне приемлемой.

 Позже проект прошел Главгосэкспертизу и смета резко выросла до 28 млрд рублей. Контракт с «Авантой» расторгли и тендер выиграл «Трансстрой». Компания Дерипаски тогда предложила скидку 30% к имеющейся цене. В дальнейшем проект прошел еще одну перепланировку, смета еще увеличилась на 2 млрд. Чиновники объясняли это изменившимися требованиями к строительству футбольных арен УЕФА и ФИФА, некоторые эксперты считали, что дополнительные траты позволят оборудовать стадион под концертные мероприятия, обычным людям  сумма в 2 млрд помогала составить более яркое представление о масштабах коррупции.

Некоторые коррупционные истории все же всплыли, но приняли совсем уж фантасмагоричные черты. «Экономика сегодня» ранее рассказывала о генеральном директоре ООО «Старый город – Карст» Дмитрии Коршунове, который одно время был подрядчиком стадиона-долгостроя. Следствие доказало, что подрядчик украл 146 млн рублей, но ему удалось отделаться условным сроком на 4 года. Кроме этого он выплатил штраф в 5 млн рублей. Сам Коршунов посчитал наказание … очень суровым и подал апелляцию.

Но, возвращаюсь к строительству многострадальной арены, Дерипаска не с первого раза получил право на ее завершении. Результаты предыдущего тендера были отменены Федеральной антимонопольной службой, которая усмотрела нарушения в проведении конкурса. Правительство города тоже не спешило перезаключить контракт с  «Трансстроем». Предыдущий контракт был рассчитан до конца ноября. Причем «продлить контракт непросто именно с юридической точки зрения, потому что закон о госзакупках не позволяет продлевать контракты», — комментирует ситуацию нашему сайту старший специалист тендерно-договорного отдела группы компаний «ЭФЭСк» Роман Васильев.

Завершение строительства стадиона приобрело политический оттенок. Кто истратит  государственные миллиарды, насколько лоялен Смольный к компании Дерипаски  — это и многое другое можно было узнать по итогам второго тендера на завершение строительства. Доцент кафедры политической психологии  Александр Конфисахор считает, что «на кону стоит честь страны, отдельно Петербурга и отдельно крупнейшего мирового газового гиганта». Главное сейчас, чтобы «стройка века» все-таки завершилась, а потом будь что будет.

Получилось, что единственным соперником «Трансстроя» на торгах оказалось ЗАО «Водоканалстрой», которое предложило стартовую цену без снижения, по сути, выступив обычным статистом. За 8 лет строительства «Зенит-Арены», строительной компании  Дерипаски удастся освоить практически 32 млрд рублей. «При сдаче стадиона в эксплуатацию в 2016 году все документы придется еще раз «причесать» под условия тендера, чтобы у проверяющих ведомств не возникало лишних вопросов», — считает Васильев. 

Павел Бойков