Впятеро дороже Крымского: строительство нового моста на Сахалин оценил эксперт

Просьба депутатов Сахалина к Владимиру Путину построить мост, соединяющий остров с материком, может быть удовлетворена при совпадении ряда факторов. ‍Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал профессор РУДН, политолог Юрий Почта.

“Дискуссии о строительстве переправы с материковой России на Сахалин идут давно – обсуждается строительство либо моста, либо тоннеля через пролив Невельского. В детальной проработке предложены десятки проектов, которые нужно просчитывать. Однако до сегодняшнего дня все упиралось в вопрос целесообразности такого строительства. Дальний Восток – очень противоречивый регион России, всегда вызывавший много дискуссий. Мост на Сахалин – одна из “вечных” для этого тем.

Безусловно, переправа окажет определенный экономический эффект на остров – логистика доставки товаров на него упростится, а значит цены на Сахалине после введения моста снизятся. Жителям острова станет проще и дешевле путешествовать. Однако доля скепсиса в проекте тоже весома. Насколько велика доля движения товаров и людей, который обеспечили бы мост или тоннель? В сравнении с Крымским мостом показатели не столь убедительны. Негативны и демографические тенденции на Дальнем Востоке – массового переселения людей на Сахалин не ожидается, потому вопрос моста остается дискуссионным”, – отмечает аналитик.

Депутаты облдумы Сахалина обратились к президенту России Владимиру Путину и правительству страны и попросили построить мост, который бы соединил остров и материк. Сегодня на внеочередном заседании регионального парламента они утвердили текст обращения к руководству страны. К этому их побудили многочисленные просьбы сахалинцев, которые поступают в преддверии “Прямой линии” с президентом РФ Владимиром Путиным.

“Вопрос строительства Крымского моста был рискованным, но к принятию решения о его строительстве четыре года назад толкала политическая ситуация. Ожидалась всесторонняя блокада Крыма со стороны Украины, которая в 2015 году последовала. Решение о возведении надводной переправы принимал лично путин, взяв на себя всю ответственность. В вопросе с мостом на Сахалин тоже важна политическая ответственность, но обстановка принципиально иная.

В случае с дальневосточным островом острой необходимости в быстром возведении моста нет. Мост не станет мощным ускорителем экономического развития региона и повышения населения. Однако могут сыграть другие факторы, которыми руководствуются первые лица страны. Российской экономике в нынешние кризисные времена нужны масштабные инфраструктурные проекты – это аксиома. Но у переправы на Сахалин столько же шансов, сколько у других масштабных проектов”, – считает политолог.

Бесценный опыт

Вопрос возведения переправы на Сахалин поднимается не первый год. Стоимость данного проекта, по предварительным оценкам РЖД, примерно составит 540,3 млрд рублей, что в 3,5 раза больше Крымского моста. Отдельные эксперты предполагали, что с учетом сложности проекта и отдаленности региона цена может превзойти переправу в Крым впятеро. При этом на проектные работы и общее строительство Сахалинского моста должно уйти не менее пяти лет. То есть в лучшем случае возможная дата окончания реализации проекта – 2023 год, если решение по проекту будет принято в ближайшие месяцы.

Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко полагает, что мостовой переход не только скажется на стоимости поставляемых в регион грузов, но и будет способствовать усилению его туристической привлекательности. “На сегодняшний день, по данным строителей, перевозка материалов в цене строительства доходит до 30%, что влияет на стоимость жилья и качество жизни сахалинцев. В результате жизнь на Сахалине значительно дороже, чем у дальневосточников, где есть прямое транспортное сообщение”, – сказал губернатор. И напомнил: паромная переправа на остров устарела и все чаще зависит от погодных условий.

“У строительства Сахалинского моста есть и политический мотив – претензии японцев на ряд российских островов, включая Сахалин. В Токио мы даже слышали желание получить территории РФ вплоть до американских Алеутских островов. По аналогии с Крымским мостом, накрепко связавшим полуостров с материковой Россией, переправа на Сахалин станет самым наглядным и последним доказательством соседям, что их надежды беспочвенны.

При строительстве уникального по сложности и технологическим решениям самого длинного в РФ Крымского моста специалисты нашей страны получили колоссальный опыт. Сложились целые коллективы инженеров, строителей, моряков, водолазов со специфическими навыками. Этот проект способствовал развитию научно-технической мысли, и полученный опыт придется развивать. Мост на Сахалин стал бы хорошим для этого заделом.

Нельзя забывать и что переправа на Сахалин включена в государственную стратегию развития транспортной системы России, то есть рано или поздно должна быть возведена. Однако сейчас это вопрос приоритетов. У России есть Байкало-Амурская магистраль – важный и мощный инфраструктурный проект. Что-то предстоит решить и с Транссибирской магистралью. Пока нет четких аргументов, что мост на Сахалин будет следующим масштабным проектом РФ, нет. Насколько этот проект актуален в сравнении с другими – решать руководству страны”, – заключает Юрий Почта.