Верховная Рада может включить красный cвет платным дорогам на Украине

Для запуска проектов платных дорог на Украине нужно менять законодательство, а вероятность этого невысока, так что проекты могут быть заморожены на стадии обсуждения. Такое мнение высказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Реализация планов строительства платных трасс на Украине может начаться через несколько лет.

«Думаю, что не ранее, чем через три-четыре года», — обозначил сроки исполняющий обязанности главы «Укравтодора» Славомир Новак.

Месяц назад Новак сообщил о идущей работе над первым подобным проектом.

«Мы начали подготовку к запуску новых проектов, финансируемых за счет средств международных организаций, проводим подготовку к запуску строительства первой концессионной дороги Киев — Белая Церковь», — написал он на своей странице в Facebook. Чуть ранее, в июле, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что строительство пилотных концессионных дорог начнется в стране в 2019-м.

Нынешнее же свое заявление, сильно корректирующее прежние сроки, и.о. главы «Укравтодора» объясняет необходимостью изменения закона о концессии, так как «нынешний не позволяет воплотить идею строительства платных дорог».

Если поправки будут внесены до конца этого года, появится возможность приглашать в проекты европейских инвесторов.

«После этого минимум год-два необходимы для согласования и подписания концессионного договора, еще минимум два года на организацию финансирования, затем проектирование и уже тогда строительство», — сказал Новак. 

По его мнению, правительство должно дать концессионерам гарантию трафика. «Если трафик будет меньше, чем предусмотрено соглашением с концессионером, то государство должно эту разницу покрывать. Это нормальный европейский стандарт, каждая платная дорога в ЕС построена по такой системе», — отметил Славомир Новак. 

Чистой воды популизм

Прежде всего, надо разделять, какие проекты являются проектами для экономики и какие — для политики, говорит независимый эксперт по транспорту Алексей Захаров. В данном случае речь идет о политическом проекте. Представить себе, что сейчас на Украине найдутся инвесторы, готовые вкладываться в инфраструктуру с очень далеким горизонтом возврата этих денег, сложно, — при той ситуации, что сложилась в стране.

«С учетом того, кто это анонсирует, я думаю, что подобные заявления — чистой воды популизм. Иностранным инвесторам это также вряд ли интересно. Ясно, что концессионеру проще вложиться во что-то готовое, с более-менее внятной перспективой, чем затевать долгое строительство, к тому же не слишком рентабельной платной трассы (она не может быть высокорентабельной — если сильно задрать цены, достаточного трафика не будет)», — сказал Захаров.

Поправки могут застрять

Ранее политолог Александр Асафов предположил, что подобные проекты могут привлечь инвесторов в обмен на возможность входа в другие, более привлекательные, отрасли.

«Не исключено, что участие в этой концессии позволит инвесторам войти в другие интересные отрасли. Возможно, инвестиции в проект — что вполне в стиле Порошенко — станут допуском к особому участию в земельных аукционах. На таких условиях очень многие европейские компании будут готовы инвестировать в заведомо провальное предприятие», — отметил эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Что касается законодательных перспектив лоббирования поправок в закон о концессии — чтобы дать зеленый свет проектам платных дорог — Алексей Захаров оценил их как невысокие. 

«А если по делу, то есть фундаментальный закон — если чиновник может что-то не делать, он это делать не будет», — отметил Захаров.