Успеть “навести мосты” в Крым: Керченский мост уже меняет судьбу региона

Этой осенью возведение моста через Керченский пролив должно перейти в активную фазу. Надводный путь в Крым уже окрестили стройкой века, в которой участвует вся Россия – рублем. Корреспондент ФБА «Экономика Сегодня» выясняла у главы «Росавтодора» Романа Старовойта, как идет реализация столь значимого для страны проекта, и побывала непосредственно на месте проведения строительных работ.

 Ворота в Крым

После прохождения плана строительства госэскпертизы заканчиваются проектные работы, и включается обратный отсчет. Мост должен быть построен к декабрю 2018 года и соединить полуостров Крым с материковой Россией. Провинциальная Керчь станет главными воротами Крыма. Возведение Керченского моста предусмотрено Федеральной программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», а также проектом оптимизации Таманского региона, где создается самый мощный на Черном море грузовой порт.

Только развитая инфраструктура – мосты, дороги, порты – делают регион перспективным и привлекают финансистов. Придут инвесторы – расцветут в Крыму города-сады, как того требует федеральная программа.

Сейчас Тамань и Керчь связывает единственная паромная переправа у косы Чушка. Отстойники, колючая проволока, вереница машин, ожидающих своей очереди под палящим солнцем. Чтобы попасть на тот берег, нужно потратить от трех часов до трех суток.

Паромная переправа способна перевезти на тот берег не более 700 тысяч человек в сезон навигации, а мост позволит пропускать до 10 млн человек ежегодно. В первый же год эксплуатации мостоперехода через Керченский пролив, как называют «мегамост», в сутки будет проезжать порядка 12 250 машин и 47 поездов.

 Сделай сам

В январе 2015 года Минтранс оценил проект в 228,3 млрд рублей (3,5 млрд долларов по курсу на январь). Правительством была установлена точная дата открытия моста для пробной эксплуатации – 18 декабря 2018 года. Концепция финансирования государством «стройки века»: «наши деньги – наши технологии – наши специалисты – наш Крым». Одним словом, торжество идеи импортозамещения в эпоху санкций и политического давления извне.

Рабочими местами должны быть обеспечены порядка 10 тысяч человек. Это крупнейший строительный объект России вровень с возведением олимпийских объектов в Сочи. Неслучайно государственный контакт на строительство Керченского мостоперехода получила «олимпийская компания» «Стройгазмонтаж» (СГМ), специалисты которой строили и на море, и на суше.

При создании Керченского моста отечественные строители пошли на эксперимент. Этап проектирования проходил одновременно с мероприятиями подготовительного периода. Ответственность за проект от развития идеи до сдачи объекта оставалась в одних руках. Это обычная практика таких влиятельных международных организаций как FIDIC (Международная федерация инженеров-консультантов). Если эксперимент сдачи Керченского моста «под ключ» пройдет удачно, отечественное строительство будет активно применять ее на других объектах.

 Мост Мечты

Строителями было рассмотрено более 70 проектов, прежде чем выбрать оптимальный. «После комплексного анализа экспертным советом к реализации была принята конструкция с железнодорожным и автодорожным мостовыми переходами на одном уровне, параллельно, на отдельно стоящих опорах, – комментирует выбор глава «Росавтодора» Роман Старовойт. – Такая компоновка позволяет минимизировать нагрузки на фундаменты опор, уменьшить постоянные нагрузки от веса самих опор и пролетных строений, а также снизить последствия возможного сейсмического воздействия на сооружение». Кроме того – производить металлоконструкции на родине по типовым технологиям.

Трасса мостового перехода условно разделена на несколько участков, строительство которых должно начаться практически одновременно. Мост пройдет между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла и Тузлинскую косу. Он станет частью автострады М25 «Керчь – Новороссийск».

Согласно проекту, транспортный переход через Керченский пролив включает в себя два параллельных моста под четырехполосное автомобильное и двухпутное железнодорожное движение. Он состоит из двух надводных мостов и двух транспортных переходов на Таманском полуострове и косе Тузла. Его общая протяженность – 19 км. Для навигации по Керчь-Еникальскому судоходному каналу над ним будут построены однопролетные строения длиной 227 метров. Их высота составит в целом 45 метров.

Тамань – экономический центр Кубани?

Властями Тамани было выделено несколько гектаров муниципальных земель под инфраструктуру будущего мостоперехода. Кубанская станица проголосовала за мост. Когда он будет готов, вся инфраструктура, обслуживающая стройку, будет передана Тамани безвозмездно. Обещают, что Тамань станет не только культурным, но и экономическим центром южной Кубани. По планам – через 4 года. А сейчас Таманская земля превратилась в стройку. Вскоре ее население увеличится вдвое, и прощай спокойная жизнь небольшого населенного пункта!

В течение этого лета на окраине Тамани, а потом и Керчи, как грибы после дождя, росли рабочие городки. «Во время строительства моста жилые комплексы на таманском и керченском берегах смогут вместить около 6 тысяч человек, – уточняет Роман Старовойт. – Такая инфраструктура позволит задействовать на пике строительства более 10 тысяч строителей, работающих вахтовым способом». Частично будет трудоустроено и местное население: те жители, у которых есть опыт работ на стройках. Пока, до официального старта, обитатели Южной Кубани записываются у местной администрации в листы ожидания на общих основаниях.

Таманские недра

Приступить к строительству нельзя, не проведя колоссальную подготовительную работу. Параллельно с исследованием грунта, необходимо обеспечить безопасность прилегающих территорий. Керченский и Таманский полуострова – место кровопролитных боев в годы Великой Отечественной войны. Кубанская степь превратилась в одну кровоточащую рану. До сих пор здесь негде шагу ступить без работы саперов. «Привлечено достаточное количество техники и специалистов, которые выполняют эту работу качественно и своевременно, – подчеркивает Ромат Старовойт. – В первую очередь саперы и археологи обследовали территории, определенные для размещения временной инфраструктуры».

Саперные работы идут как с Таманской, так и с Керченской стороны. В подготовительный период проекта строительства Керченского моста должна быть очищена территория площадью более 600 га. Современные миноискатели позволяют определить опасность, таящуюся на глубине до 10 метров: найдены сотни взрывоопасных предметов, включая фугасные авиабомбы. Их отправляют на утилизацию на специальный полигон или уничтожают на месте.

Одна треть работ проходит в акватории Керченского залива. Самая последняя находка – штурмовик Ил-2 с экипажем, который участвовал в операции по освобождению Керченского пролива: команда вела бой до конца, потому что боеприпасы истребителя были на нуле.

В пригородах Тамани предполагается строительство мощной инфраструктурой сети – железнодорожного полотна и автодороги, идущих через Керченский мост. Благодаря этой стройке развернулась самая масштабная археологическая экспедиция последних лет.

Тамань – древняя земля. Первые поселения появились здесь более трех тысяч лет до нашей эры, здесь проходит Великий Шелковый путь, располагались античные города Боспорского царства. В Средние века земли занимало княжество Тмутаракань, а после – Хазарский каганат. Каждый метр обещает историческую сенсацию.

«Берега Керченского пролива изучаются археологами уже давно, но столь масштабные исследования сплошной полосой производится впервые. Мы получаем объемную картину древней жизни и видим структурную взаимосвязь памятников, существовавших в одно и то же время в разные эпохи», – рассказал доктор исторических наук, профессор Алексей Кияшко.

Согласно российскому законодательству, сокровища недр – федеральная собственность. Коллекция таманских находок уже насчитывает 30 тысяч предметов, археологические ценности будут переданы в научные институты и музеи страны. Если бы не «стройка века», недра таманской земли до сих пор хранили бы свои тайны.

Старшие братья моста

Один из самых значимых объектов подготовительного периода – это временные технологические мосты, строительство которых началось с апреля этого года. Их будет три: между Таманским побережьем и островом Тузла, между островом Тузла и судоходным каналом и от него на Керченскую сторону. Одна за другой в акватории Керченского пролива в течение этого лета появлялись их опоры. Вспомогательные мосты послужат коридором для доставки стройматериалов и переноса инженерных коммуникаций на участки стройки обоих берегов, невзирая на погоду.

При возведении временных мостов проводятся натурные испытания, из которых становится понятно, на каких отметках будут находиться опоры основного моста. Строители фиксируют финальную отметку погружения каждой сваи. На практике оказалось, что инженеры рассчитали более глубокое погружение труб. 52 метра – это предельная глубина установки конструкции. На основании этих данных проектный институт внес коррективы в план строительства Керченского мостоперехода. Необходимая длина сваи будет просчитана заранее, а значит, сократятся время, трудозатраты и количество необходимых материалов на каждом участке работы.

«Комплексный анализ всех этих условий проводился в рамках многомесячный изысканий, и все они учтены при проектировании, – комментирует Роман Старовойт, – Так, например, большая толща слабых грунтов повлияла на фундаменты свайных оснований: глубина погружения свай варьируется, но в среднем достигает 50 метров. Кроме того, сваи будут погружаться как вертикально, так и с заложением (под определенным уклоном), что делает опоры моста более устойчивыми при сейсмике».

«Враги моста»: что угрожает сдвинуть сроки завершения «стройки веки»

По оценкам независимых экспертов, заданная сумма и сроки были предельными для выполнения задачи. Однако на дальнейшую судьбу его стройку могут повлиять, как минимум, два фактора – «природный» и экономический.

Уже на первом этапе строительства, точнее – во время работ по проектированию, строители столкнулись с теми же проблемами, что и в Сочи, до которого из Тамани – 300 км по прямой: а именно, земля – «терра инкогнито», на которой все прежние попытки построить мост терпели сокрушительный провал. Природа и погода – главные друзья и враги строителей.

Керченский пролив – это место соединения двух морей Черного и Азовского, зона тектонических разломов с возможной сейсмической активностью до 9 баллов. Время, приемлемое для строительства на воде – лишь с апреля по октябрь, штормы могут также достигать 8-9 баллов, а в зимнее время случается ледоход, который за три дня уничтожил Сталинский мост в далеком 1945 году. Дно Керченского пролива покрыто илом, а сам грунт – «легкий» и неустойчивый, глина и ракушечник.

Во время шторма и шквалистого ветра, что не редкость в этих краях, стройка замирает. Прекращаются все работы на воде, а плавучие краны должны покинуть место стройки, чтобы не повредить опоры будущего моста. Потерянное время приходится часто наверстывать авралами и ночными сменами. Но к героизму россиянам не привыкать, если дело – и благое, и оплачиваемое.

Однако, с другой стороны, к «природным» проблемам могут прибавиться и экономические, которые способны подорвать тонус строителей. Из-за кризиса лимит затрат на мост, рассчитанный в январе, может вырасти в арифметической прогрессии, как было в свое время при строительстве олимпийских объектов в Сочи.

Мало того, в этом году финансирование стройки, на которую должно быть отпущено 54,4 млрд рублей, сократится на 5,5 млрд рублей. Обещают, что эта сумма пополнит бюджет строительства в 2016 году. Изменения в режиме финансирования реализации проекта на 2017-2019 годы известны. Но сокращение финансирования, безусловно, может стать серьезным вызовом и сказаться на зарплатах, поставках материалов и сроках сдачи объекта.

«Расчетный срок службы моста через Керченский пролив – 100 лет», – отмечает Роман Старовойт. Поэтому от того, как завершится «стройка века», зависит то, каким будет весь этот век для Крыма и материковой России.