Украина напрасно надеется на компенсации за Керченский мост

Заявления главы Министерства инфраструктуры Украины Юрия Лавренюка, что Россия не согласовала строительство Крымского моста с Киевом и конструкция переправы снизит грузооборот портов Мариуполя и Бердянска абсурдны. Таким мнение с ФБА “Экономика сегодня” поделился капитан 1 ранга запаса, морской эксперт Василий Дандыкин.

“Претензии к России по строительству Керченского моста со стороны Украины имеют чисто политическую и имиджевую подоплеку. Киев понимает, что с вводом в эксплуатацию переправы жизнь полуострова существенно улучшится, а значит этот вопрос, по его мнению, нужно максимально политизировать. Удивительнее другое – почему до сих пор Россия подобных “претензий” не получала”, – отмечает специалист.

Министр инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк заявил, что РФ нарушила Конвенцию ООН по морскому праву, а также Договор между Киевом и Москвой относительно использования Керченского пролива, не согласовав с Киевом строительство моста в Крым. По его мнению, такое состояние дел “недопустимо”. По информации министра, Россия планирует закрыть Керченский пролив для судов на 3 суток в связи с установкой арки моста. В связи с этим будет сокращено количество судозаходов в порты Мариуполя и Бердянска, а также снижению грузооборота этих портов.

“С точки зрения России такие претензии ничтожны – РФ строит мост с одного своего берега на другой, Украину это не касается, а непризнание нового статуса Крыма – ее личное дело. Точка зрения других государств, поддерживающих Киев, может разниться, но повлиять на ситуацию они не в силах. По факту мы видим лишь политические претензии. Возможно, с “прицелом” на компенсации. Между странами с нормальными отношениями подобные вопросы решаются мирно – договоренностями о возмещении убытков пострадавшей стороне за время перекрытия пролива. В случае с Украиной дело осложняется”, – констатирует эксперт.

Керченский мост станет поводом для нападок на РФ со стороны Украины

По мнению украинских чиновников, “дальнейшее строительство и ввод в эксплуатацию моста через Керченский пролив приведет к значительному уменьшению судозаходов в украинские морские порты Азовского моря, снижение грузооборота этих портов, торможения их развития, снижение рентабельности металлургических предприятий региона, уменьшение прибыли портовых операторов и филиалов Администрации морских портов Украины. Стоит отметить, что согласно проекту, высота арки моста над водой составит 35 метров.

“Высота арки в 35 метров позволяет пройти любым судам, которые заходили в Азовское море и его украинские порты раньше. Пролет моста в 35 метров над водой – для понимания – это высота 12-этажного дома. В порты Мариуполя и Бердянска ходят в основном грузовозы, возящие продукцию горнодобывающей промышленности. Максимальное их водоизмещение – 15-20 тонн.

По идее, в указанную арку не пройдет разве что авианосец, но даже круизные лайнеры, куда меньшие по размеру, не пройдут по Керченскому проливу. В этом перешейке, соединяющем Черное и Азовское моря, слишком сложный и мелководный фарватер, чтобы пропустить судно большого водоизмещения. Потому все плавсредства, что проходили раньше, не испытают проблем после введения Керченской переправы в эксплуатацию”, – подчеркивает Василий Дандыкин.

С жалобами – в суд

На возводящуюся над Керченским проливом переправу украинские чиновники пообещали пожаловаться в Международную морскую организацию (IMO). По их мнению, действия России “по строительству арки моста через Керченский пролив и его закрытие могут нанести значительный ущерб не только безопасности судоходства, но и национальной безопасности Украины в целом”.

“Выводы и заключения IMO носят не обязательный, а чисто рекомендательный характер – повлиять на Россию даже в случае негативных решений организация не сможет. По известным причинам, едва ли на сегодняшний день между Украиной и РФ возможна договоренность о компенсациях Киеву, потому вопрос должен перейти в судебную плоскость.

Не сомневаюсь, что Украина использует Керченский мост как повод для очередных судебных нападок, коих уже не мало. Этот вопрос Киев автоматически переводит из сферы экономических взаимоотношений в политические. Россия, как цивилизованное государство, никогда не отказывалась от взятых на себя обязательств и компенсировала причиненные неудобства, но далеко не факт, что претензии Украины ограничатся разумными пределами. В этом случае велики шансы, что Москва пойдет на принцип и украинское правительство не получит ничего”, – заключает специалист.