У Еврокомиссии все меньше шансов блокировать “Северный поток-2”

Заявление посла Швеции, что юридических оснований блокировать “Северный поток-2” нет, но этот проект может негативно отразиться на энергобезопасности Евросоюза, отражает общую дискуссию вокруг газопровода в ЕС. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин.

“Шведский дипломат констатировал очевидное – у ЕС действительно нет юридических возможностей для блокировки второй ветки “Северного потока”, но объявлять это триумфом переговорной политики “Газпрома” я бы не торопился. Сейчас Еврокомиссия добивается от причастных к проекту государств мандата, чтобы от их имени вести переговоры по реализации проекта. Во что выльются эти попытки, пока не ясно.

Проблема в том, что вокруг этого вопроса слишком высок накал политических дебатов. Казалось бы, Германия должна быть заинтересована в “Северном потоке-2″, но даже у руководства этой страны нет единого мнения по проекту, примерно та же ситуация в Болгарии и ряде других государств. А в Италии, Польше и Прибалтике, наоборот, единодушно выступают с протестами. То есть окончательное решение все еще непредсказуемо”, – отмечает эксперт.

Сегодня посол Швеции в Москве Петер Эриксон заявил РИА Новости, что у Стокгольма отсутствуют юридические основания блокировать “Северный поток-2”. Но при этом, дескать, шведские власти не исключают, что этот проект может угрожать энергетической безопасности Евросоюза. “У нас очень маленькие юридические возможности препятствовать, даже если бы мы хотели. Может быть, у “Северного потока-2” есть отрицательные последствия для энергетической безопасности ЕС, но юридических оснований сказать “нет” у нас нет”. – сказал дипломат.

“Теоретически противники проекта могут “примешать” в этот вопрос даже американские санкции. Согласно подписанному президентом США Дональдом Трампом последнему санкционному закону, Штаты могут наложить на строящийся трубопровод экономические меры давления. Однако существует оговорка – это возможно только при совместном решении европейских партнеров Америки”, – подчеркивает специалист.

Энергобезопасность ЕС не пострадает

Проект “Северный поток-2” предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью в 55 миллиардов кубометров газа в год из России в Германию через Балтийское море. Новый трубопровод планируется построить рядом с “Северным потоком”. Компания Nord Stream 2 AG создана для планирования, строительства и дальнейшей эксплуатации газопровода.

Морской газопровод пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны нескольких стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря. Среди них — Россия, Финляндия, Швеция, Дания и Германия. Кроме того, в соответствии с конвенцией Эспо в международных консультациях по проекту участвуют также Польша, Литва, Латвия и Эстония. Россия подала заявку шведским властям на прокладку газопровода, предполагается, что она будет рассмотрена до конца года.

“В Брюсселе считают, что энергобезопасность Евросоюза может пострадать, если Россия получит доминирующее положение на рынке. Официальная позиция такова: если Германия получит напрямую газ по двум веткам “Северного потока”, это “попахивает” монополией. Кроме того, новый минующий Украину газопровод, по мнению европейских властей, может повысить зависимость государств ЕС от российского газа.

Однако два года назад та же Еврокомиссия провела так называемый “краш-тест” – исследовалось, как пострадает Европа, если РФ перекроет украинский газопровод или вовсе прервет поставки в ЕС. Оказалось, на Западной Европе это не отразится вообще. Частично это отразится лишь на нескольких государствах Восточной Европы – частично на Балканах, на Венгрии, и Прибалтике.

У Европы есть варианты диверсификации поставок газа – это СПГ из Алжира, Норвегии или других стран. Есть и собственное, пусть и сокращающееся производство. Но вокруг “Северного потока-2″ сейчас много политики, она и определяет направления дискуссий”, – заключает Михаил Крутихин.