Трамвайная подстанция признана выявленным памятником архитектуры

Одна из старейших электроподстанций столицы признана выявленным объектом культурного наследия. Новый статус получила Миусская электрическая трамвайная подстанция, сообщил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Возраст здания, в котором она расположена, – 114 лет. Подстанция была построена для обслуживания не действующего ныне Миусского трамвайного депо (объект культурного наследия регионального значения) и находится в соседнем квартале.

Это четырехэтажное сооружение из красного кирпича с башней и лестницей. Его украшают декоративные элементы из штукатурки.

«Дата постройки объекта – 1904 год. Здание выполнено в характерном для этого периода времени стиле промышленной краснокирпичной эклектики. Исторический облик главного фасада сохранен почти полностью. Внутренняя планировка здания менялась не раз, но строго в пределах капитальных стен. Несмотря на солидный возраст, подстанция продолжает использоваться по прямому назначению: она обеспечивает электричеством трамвайную контактную сеть», – сказал А. Емельянов, передает портал mos.ru.

Первый этаж электроподстанции был предназначен для размещения машинного цеха. В этих помещениях высокие потолки со сводчатыми перекрытиями (своды Монье).

Прежде на фасаде, на уровне первого этажа, можно было увидеть большие окна с кирпичными наличниками в виде арок. Теперь они заложены, но оригинальные наличники сохранились.

От верхних этажей первый отделяет зубчатый карниз. На втором и третьем этажах располагались вспомогательные помещения и помещения для обслуживающего персонала.

На каждом этаже свой вид отделки оконных проемов: на втором оконные наличники прямоугольной формы, а на третьем – арочной. Кроме того, стена фасада на третьем этаже разделена накладными плоскими колоннами – пилястрами. Кирпич на них стилизован под руст – необработанный камень. В верхней части здания проходит зубчатый карниз.

Центральный вход в электроподстанцию находится со стороны двора в одноэтажной пристройке, которая была возведена позже cамого здания. При этом оформлена она в том же стиле.

Как отметил А. Емельянов, здание подстанции обладает мемориальной ценностью: в 1908-1910 годах здесь работал монтером Михаил Иванович Калинин – впоследствии крупный советский государственный и партийный деятель. В память об этом на постройке установлена мемориальная доска.

Миусская электрическая трамвайная подстанция может быть включена в реестр объектов культурного наследия. Для этого здание должно пройти историко-культурную экспертизу.

До вынесения решения дом находится под охраной государства. Его запрещено сносить, а любые ремонтные и реставрационные работы обязаны проводить по согласованию с Департаментом культурного наследия и под контролем специалистов ведомства. При этом исторический облик здания нельзя нарушать. В прошлом году пять зданий Миусского трамвайного депо (административно-жилой корпус, большой вагонный сарай, мастерская, вагонный сарай с котельной, кладовая с проходной), а также ограда вокруг него получили статус объектов культурного наследия регионального значения.

До этого они были внесены в список выявленных объектов культурного значения. Все сооружения отреставрируют и приспособят под современные нужды, не нарушив при этом их исторический облик. Восстановительные работы планируется завершить в апреле 2019 года.