Строительство моста Хоккайдо-Сахалин зависит от “курильского вопроса”

Озвученная первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым инициатива строительства автомобильно-железнодорожного перехода от Хоккайдо до Сахалина рискует стать очередной “долгоиграющей темой” в переговорах Москвы и Токио. Такое мнение ФБА “Экономика сегодня” озвучил старший научный сотрудник Центр исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.

“Тема строительства транспортного перехода от Хоккайдо до Сахалина поднимается достаточно давно, однако этот проект слишком сложен, чтобы по нему было принято решение в короткие сроки. Японские специалисты досконально просчитывают все экономические аспекты, и в конечном итоге может оказаться, что вложения в переправу не перекроют финансовых перспектив, которые она может принести. Подобные прецеденты в российско-японских отношениях уже были.

Есть и политический аспект. Как известно, Япония настаивает на продвижении в свою пользу спора по Курильским островам, которые они продолжают называть “своими северными территориями”. Любое сотрудничество с Россией в первую очередь рассматривается с учетом такого контекста. Несомненно, его тень накроет и столь крупный проект, как строительство моста между государствами”, – полагает специалист.

Сегодня на Восточном экономическом форуме Игорь Шувалов заявил, что Россия “серьезно предлагает японским партнерам рассмотреть возможность строительства смешанного перехода, автомобильно-железнодорожного перехода от Хоккайдо до южной части Сахалина”. По его словам, проект сторонами обсуждается. “При современных технологиях это даже не так дорого. Это даст дополнительную возможность использовать нашу железнодорожную инфраструктуру, и Япония при этом станет континентальной державой”, – сказал чиновник.

“У РФ и Японии достаточно много перспективных проектов, которые все никак не могут реализоваться. К примеру, прокладка российских энергетических магистралей в Японию – инициатива заманчива для обеих сторон, однако решение по ней затягивается на неопределенный срок. Схожая ситуация с прокладкой трубопровода для прямых поставок российского газа Японии. Других примеров подобного “затяжного сотрудничества” тоже немало”, – подчеркивает востоковед.

Принцип осла и морковки

Много лет Токио придерживался принципа “расширяющегося баланса”. Он заключается в том, что если Россия делает шажок навстречу Японии по курильскому вопросу, Токио в ответ немного продвигает экономическое сотрудничество. Этот метод в мировой политике также называется принципом “осла и морковки”.

При этом в последнее время премьер Японии Синдзо Абэ демонстрирует, что стремится к активному сотрудничеству с Москвой для продвижения интересов Токио в территориальном споре. Несколько раз в год высшее руководство двух стран обменивается визитами, подписываются перспективные договоренности и меморандумы. Однако Москва показывает, что не готова поступиться суверенитетом в курильском вопросе, Токио в ответ затягивает реализацию договоренностей.

“В ходе декабрьских переговоров 2016 года между Путиным и Абэ заключено множество договоров. Стороны пришли к согласию по проектам в торгово-экономической, транспортной, строительной и других сферах. Однако подавляющее большинство инициатив на сегодняшний день либо заморожены, либо “на стадии обсуждения”.

Сегодня российские чиновники говорят о проекте переправы Хоккайдо-Сахалин из политических  соображений, однако его реализация чрезвычайно сложна по экономическим соображениям. Сложно сказать, насколько проект будет завязан на японском видении решения территориального вопроса. Совершенно ясно, что сейчас российско-японским отношениям необходим дополнительный стимул, какой-то рывок. Переправа вполне может им стать, но весьма вероятно, что, как и большинство широкомасштабных проектов, она “завязнет” в территориальном споре”, – заключает Олег Казаков.