Стратегический коридор: «Север-Юг» для России не только дороги

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что реализация проекта транспортного коридора «Север-Юг» серьезно обсуждалась на трехстороннем саммите в Баку. По словам Алиева, коридор принесет Азербайджану сотни миллионов долларов. Чем проект может быть интересен для России, выясняла «Экономика сегодня».

Как сказал Алиев журналистам, учитывая наше географическое расположение, транспорт является той сферой, которая в будущем может принести нам большое количество валюты. Предполагается, что в ходе реализации проекта будут соединены железные дороги Азербайджана, Ирана и России.

Север-Юг для перевозки грузов

«Этот коридор находится в поле интересов нескольких стран. Каждая из них, будь то Россия, Индия, Иран или Азербайджан вкладывает в реализацию проекта свои интересы. В первую очередь, речь о проектах в той части коридора, которая приближена к их территориям. Для Российской Федерации, прежде всего сейчас наиболее интересно транзитное понимание  функционирования коридора «Север-Юг». Как коридора по провозке комбинированных и других грузов из стран Персидского залива в направлении Европы через транспортную систему РФ.

Такое понимание закладывается во все идеи и инициативы по реализации проекта с нашей стороны. Но больше инициативы в этом коридоре принадлежит Индии и Ирану, которые в рамках этой инициативы развивают свои собственные региональные проекты. Вероятно, что «Север-Юг» будет развиваться в дальнейшем не как транзитная ось по перевозке грузов, а как поле, в котором реализуются точечные региональные проекты», — считает транспортный аналитик, старший научный сотрудник ВШЭ Павел Зюзин.

Среди таких точечных проектов эксперт выделяет развитие новых портовых мощностей в Иране совместно с Индией, иранско-азербайджанское сотрудничество в транспортной сфере по стыкованию коридора через Азербайджан и Грузию с иранской транспортной системой. «Все это находится  в рамках коридора Север-Юг, но, к сожалению, за пределами территории  РФ. Поэтому об объеме грузопотока через транспортную систему России говорить пока преждевременно», — считает Зюзин.

Север-Юг для политического сближения

Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им Г.В.Плеханова Александр Перенджиев считает, что транспортный коридор несет в себе на самом деле несколько функций. «Прежде всего, он создается в целях развития экономики участвующих в проекте стран. Развитие транспортной сети — это всегда узловые вопросы экономики.

Но, кроме того, здесь важен вопрос стратегический, потому что  в данном случае может идти речь о военно-политическом и военном взаимодействии по транспортным магистралям. Страны получают  возможность при необходимости оказывать друг другу поддержку в области военного и гуманитарного сотрудничества. Транспорт и дороги – это экономическая основа для политического сближения», уверен политолог.

Напомним, что первом этапе по коридору «Север-Юг» планируется ежегодно транспортировать 5 млн тонн грузов, далее эта цифра увеличится до 10 млн тонн. Об участии в проекте уже заявили в РЖД.