Шалом, Россия: зачем нам израильский остров в Газе?

России могут предложить принять выступить в качестве подрядчика в строительстве искусственного острова у берегов Газы, где, как предлагает Израиль, может расположиться порт и транспортный узел. Впрочем, для России участие в этом проекте может быть чревато дипломатическими осложнениями со странами арабского мира.

«Этот проект рассматривается в арабском мире как нарушающий права палестинцев, — отмечает Григорий Косач, профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ.
Речь идет о создании искусственного острова на расстоянии 4,5 км от берегов сектора Газа, где должен разместиться морской порт. Программа по созданию этого транспортного узла, как отмечает Исраэль Кац, министр транспорта и разведки Израиля, по сути своей является экономической, но несет и важную политическую нагрузку.
«С Израиля будет снята ответственность за благосостояние жителей сектора Газа, а палестинцам предоставлена гражданская свобода. Следует отделять широкие слои палестинского населения от террористов и постараться улучшить условия жизни простых жителей, инвестировав средства в инфраструктуру и базовые услуги для гражданского населения», — отмечает министр.

Впрочем, все далеко не так однозначно. «Ситуация такова, что в самом секторе Газа существовал собственный порт. И требование возобновить его работу всегда выдвигалось палестинцами, но Израиль на это не шел. И в данной ситуации истинные цели Израиля не совпадают с декларируемыми. Он хочет осуществлять жесткий контроль над всеми поставками в сектор Газа, где правит движение Хамаз.
 И Израиль в этой связи желает одновременно заработать некие очки, продемонстрировать некий гуманный характер отношения к палестинцам, но в арабском мире такое решение будет загодя осуждено. И если Россия решится на участие в этом проекте, то как она будет смотреть в глаза арабскому миру, который смотрит на эту ситуацию через палестинские очки?

А логика палестинцев такова, что если Израиль действительно хочет открыть Газу внешнему миру, то нужно восстановить порт и аэропорт в Газе, который израильтяне блокировали и разрушили», — отмечает эксперт.

На сегодняшний день весь грузопоток в сектор Газа и оттуда во внешний мир происходит транзитом через Израиль, через сухопутные КПП. И восстановление порта является одним из требований для нормализации отношений между странами.

Идея строительства острова в настоящее время носит характер проекта, но этот проект уже получил одобрение в силовых структурах и ждет вердикта от правительства. Предполагается, что остров, соединенный с территорией Палестины мостом, на котором расположится КПП будет также оснащен станцией опреснения воды и электростанцией. Предположительно, контроль на самом острове в первые 100 лет должен будет осуществляться международными силами, а море будет контролировать Израиль.