Сахалин вслед за Крымом: новый мост встроит Дальний Восток в экономику России

Проект «Сахалинского моста» пойдет на пользу российской экономике – считает экономист Дмитрий Адамидов.

Вслед за Крымским мостом будет строиться Сахалинский мост

Отметим, что сегодня вновь появилась информация о том, что следующей большой стройкой в России после «Крымского моста» станет «Сахалинский мост», который свяжет этот российский регион с большой землей путем железнодорожного сообщения.

Стоимость данного проекта, как сообщает “Ъ” с отсылкой к РЖД, оценивается в 540,3 млрд рублей, что в 3,5 раза больше «Крымского моста», автомобильная часть которого была вчера открыта президентом РФ Владимиром Путиным. Кроме того, на проектные работы и общее строительство Сахалинского моста должно уйти порядка пяти лет – уже называется возможная дата окончания реализации проекта в лице 2023 года.

При этом, например, в РЖД отмечают, что пока проект не утвержден, поэтому все эти сведения являются гипотетическими.

Впрочем, давно было понятно, что тот опыт и те производственные возможности, которые Россия получила при строительстве «Крымского моста» не уйдут в небытие и будут использованы нашей страной при реализации многих других инфраструктурных проектов.

Инфраструктурные проекты способствуют росту экономики

И здесь мост на Сахалин подходит лучше всего – давно идут разговоры о том, как связать данный регион с остальной Россией, не говоря уже о том, что развитие транспортной коммуникации на Дальнем Востоке – это вопрос национальной безопасности.

Дело в том, что на огромных российских пространствах Восточной Сибири и Дальнего Востока проживает сравнительно небольшое для таких масштабов население. Кроме того, оно имеет тенденцию к уменьшению, поэтому в государственные задачи нашей страны входит, во-первых, повышение уровня жизни и экономических возможностей в этих регионах, а, во-вторых, развитие их сообщения с остальной страной.

Ведь без этого нельзя рассчитывать на развитие этих российских регионов.

Кроме того, нельзя забывать про современные тенденции в мире, связанные с ростом населения и дефицитом территории, поэтому подобные проекты для России являются не только предметом чистого экономического развития этих регионов.

В то же время, нельзя забывать и про общие проблемы российской экономики, которые заключаются в том, что мы пока не нашли драйверов роста, которые бы позволили наверняка решить проблемы отечественного экономического развития. И в такой ситуации на первый план выходят вопросы поддержания того, что мы в плане экономического роста в России имеем в настоящее время.

Крымский и Сахалинский мосты дадут реальный прирост российской экономике

Естественно, такие инфраструктурные проекты, как Крымский мост, позволяют эффективно тратить государственные средства и вкладывать их в народное хозяйство. Более того, от них сегодня зависит экономический рост, поскольку каждый такой проект – это тысячи людей, сотни новых предприятий и производств, которые дают непосредственный прирост внутреннему валовому продукту.

Экономист Дмитрий Адамидов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что такие проекты, как Сахалинский мост являются единственным выходом для нашей страны в плане развития многих отдаленных российских регионов.

«Например, подобные проекты отличаются от Олимпиады и Чемпионата мира по футболу, которые выполняют в первую очередь имиджевую роль, а уже во вторую работают на развитие отечественного народного хозяйства», – констатирует Адамидов.

Как замечает эксперт, с чисто экономической точки зрения Чемпионат мира по футболу и в особенности зимнюю Олимпиаду окупить практически невозможно, а вот такие проекты, как Крымский мост и Сахалинский мост рано или поздно принесут прибыль.

Такие проекты необходимы России

«Тем более, это не какие-то идеи, характерные исключительно для современной эпохи. О том же Крымском мосте впервые заговорили сто лет назад и на протяжении всего этого времени были попытки и конкретные проекты эту идею реализовать. Просто раньше данный проект или слишком дорого стоил, или было до конца непонятно, как его с технической точки зрения можно реализовать. Точно также обстоят дела и с Сахалинским мостом, о котором впервые начали рассуждать еще в тридцатые годы», – резюмирует Адамидов.

Заметим, что в тот исторический период южная часть Сахалина находилась по результатам Русско-Японской войны 1904-05 годов в составе Японской империи, что еще раз подтверждает тот факт, что строительство моста тогда воспринималось в качестве способа оставить этот регион в составе нашей страны. Сейчас обстановка, конечно, совсем другая, но определенные параллели все равно присутствуют.

«Такие проекты, как Крымский и Сахалинский мосты, безусловно, необходимы, поскольку они снимают ограничения с развития данных территорий. Есть, конечно, вопросы по их стоимости, но масштабные инфраструктурные проекты тем и известны, что они требуют огромных вложений, которые изначально не всегда можно точно подсчитать», – заключает Адамидов.

Другое дело, деньги здесь не первостепенный вопрос – главное заключается в качественной реализации самого проекта, чтобы его не пришлось через двадцать лет полномасштабно реконструировать, как это произошло когда-то с Беломорканалом.

«С экономической точки зрения такие проекты имеют долгосрочную отдачу в виде 30-40 лет, поэтому они должны встраиваться в общую государственную политику по развитию конкретных российских регионов», – констатирует Адамидов.

Таким образом, подобную инфраструктуру строить нужно, тем более к Крымскому и Сахалинскому мосту каких-либо вопросов нет. Эти проекты являются выстраданными, и их необходимость для России является безусловной.