Препятствия «Северному потоку-2» перешли в разряд гипотетических

Миллер справедливо опроверг заявления о препятствиях для «Северного потока-2» – он будет достроен, но использование газопровода попытаются ограничить. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Попытки остановить проект «Северный поток-2» продолжаются как со стороны США, так и по линии евробюрократии, однако, вероятнее всего, они будут провальными. Главным риском на сегодняшний день видится Дания, принципиально затягивающая выдачу разрешения на строительство как в своих территориальных водах, так и в исключительной экономической зоне. Копенгаген стал политическим инструментом в руках Вашингтона и Брюсселя – последней надеждой повлиять на проект.

Хотя Дания, скорее всего, в ближайшее время выдаст разрешение и проект будет достроен вовремя – в противном случае это грозит разбирательством в суде, что вряд ли в интересах Копенгагена. Однако если РФ пойдет в суд, это серьезно затормозит проект. Хотя Москва считает, что для прокладки «трубы» в исключительной экономической зоне Дании достаточно уведомления, ведь газопровод считается транспортной инфраструктурой, и препятствовать ее развитию Копенгаген не может», — отмечает эксперт.

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер опроверг противоречивые заявления западных стран о негативном для проекта будущем. «Все те заявления, которые делались последнее время, они не соответствуют действительности. В общем и целом, нет никаких каких-то фатальных юридических препятствий, которые бы позволили нам говорить сейчас о том, что мы можем не завершить строительство «Северного потока-2″ до конца 2019 года», — сказал Миллер.

«Строительство «Северного потока-2» можно считать уже решенным вопросом – противопоставить ему уже практически нечего. Но следующий вопрос – как готовый проект будет работать, и здесь также противники газопровода попытаются добиться максимально невыгодных для России условий. Именно поэтому предпринимаются попытки переписать антимонопольное регулирование газопроводов в ЕС.

Именно из-за подобных действий почти семь лет «Северный поток-1» работал вполовину своей мощности из-за ограничений к его продолжению в ЕС – пока шли суды по этому вопросу в Европе. В конечном итоге ограничения были сняты, но упущенную выгоду никто не вернул. Поправки в газовую директиву ЕС все еще не приняты, и не ясно, в каком виде это будет сделано – Германия бьется за максимально «мягкий» вариант законов. Кроме того, не понятно, как молодое право Европы интерпретирует нововведения», — подчеркивает аналитик.

Попытки противодействия

«Северный поток-2» — строящийся магистральный газопровод из России в Германию через Балтийское море длиной свыше 1,2 тысячи км. Проект стал расширением «Северного потока». Проектная мощность — 55 млрд кубометров в год. К 13 марта 2019 года построено более 830 км. трубопровода. Это составило 34% от общей длины по обеим ниткам. В октябре 2018-го Миллер заявил, что «Газпром» готов начать поставки газа по «Северному потоку-2» с 1 января 2020 года.

Дания остается последней страной, которая не выдала разрешения на прокладку «Северного потока-2», в отличие от России, Финляндии, Швеции и Германии. На этой неделе энергетическое агентство Дании запросило у оператора проекта газопровода «Северный поток-2» дополнительную экологическую оценку основного маршрута прохождения газопровода, к югу от острова Борнхольм. При этом обе заявки на прохождение газопровода — и с севера, и с юга острова — по-прежнему находятся на рассмотрении властей Дании.

«В случае с Данией сейчас сложилась двоякая ситуация – непонятно, кто победит в давлении на Копенгаген. С одной стороны, есть воздействие со стороны Вашингтона и европейских элит, чтобы затормозить строительство «Северного потока-2». Но с другой, Германия и Австрия напрямую заинтересованы, чтобы проект был реализован в срок и без серьезных проблем. Чьи позиции окажутся сильнее, покажет время.

Пока будущее «Северного потока-2» зависит от того, насколько влиятелен будет Берлин в принятии решений на уровне Евросоюза. Возможно, ему придется согласовывать послабления для проекта с Еврокомиссией или в других вариантах бороться за вывод проекта из-под антимонопольных ограничений. Кроме того, продолжение «Северного потока-2» в ЕС тоже может попасть под антимонопольное регулирование.

А вот санкций США, вопреки ожиданиям, к «Северному потоку-2» все же не последует – слишком большими проблемами с Германией и Европой в целом они могут обернуться для американского правительства. То есть по сути все препятствия для завершения «Северного потока-2″ перешли в разряд гипотетических – они вроде бы возможны, но крайне маловероятны», — заключает Станислав Митрахович.