Пошел в рост: строители Крымского моста готовы к монтажу арок в Керченском проливе

Севастопольские судостроители завершают работу над понтонами для доставки тысячетонных арок Крымского поста к месту их монтажа в Керченском проливе. Понтоны объединяют в плавучие опоры, которые примут на себя груз грандиозных арочных конструкций.

В конце лета в Керченском проливе начнут расти арки моста

Глава филиала Севастопольского морского завода АО “Центр судоремонта “Звездочка” Объединенной судостроительной корпорации Игорь Дрей сообщил, что предприятие приступило к самому сложному этапу – выводу понтонов из сухих доков. Теперь с помощью шести 33-метровых балок, вес каждой из которых порядка 75 тонн, понтоны объединят в плавучие опоры с балластно-осушительной системой. Сама по себе плавсистема состоит из четырех стальных понтонов, каждый из которых длиной более 60 метров и шириной 16,5 метров. 

“Это очень сложный технологический процесс. Будет задействовано большое количество инженерного потенциала нашего заводского, а также рабочих”, – подчеркнул он.  

Результатом этих работ с плавучей системой общим весом 2600 тонн станет транспортный комплекс, позволяющий доставить к месту монтажа уже готовые арочные конструкции. Сначала строители установят железнодорожную систему – весом почти 6 тысяч тонн, а затем и автодорожную – весом более 4 тысяч тонн. Предполагается, что арочные пролеты длиной по 227 метров доставят на место монтажа в конце августа или начале сентября – в первую очередь, на две самые массивные опоры моста в районе фарватера Керчь-Еникальского канала. 

Замгендиректора по инфраструктурным проектам ООО “Стройгазмонтаж” Леонид Рыженькин отметил, что “в подготовке операции задействованы судоводители, которые проведут плавопоры с арками от керченского берега к фарватеру и обеспечат точное позиционирование при подъеме конструкций на высоту 35 метров для установки в проектное положение”.

Проект сам по себе уникален, ведь подобные арочные пролеты в морских условиях еще не устанавливали. Российские ученые определили максимально допустимые ветровые и волновые нагрузки, при которых возможна эта операция, рассчитав количество и схему расположения буксиров, которые переместят плавсистему с арками, и определив траекторию ее движения с учетом рельефа дна и скорости течений. Испытания прошли в аэродинамической трубе и в экспериментальном бассейне центра в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге.

Для уникальной стройки в Петербурге продумали математическую модель

Заместитель начальника отделения гидроаэродинамики Крыловского государственного научного центра Сергей Соловьев рассказал, что в “разработанную математическую модель в качестве исходных данных загружалась ветровая нагрузка, полученная экспериментально в ландшафтной аэродинамической трубе, а также все гидродинамические характеристики, которые получены в опытном бассейне Крыловского центра”.

Кроме того, в качестве исходных данных брали и характерные для Керченского пролива ветер, волнение и течение. “В результате моделирования был получен важный результат, что есть ограничения на проведение данной операции по скорости ветра – она не должна превышать 10 метров в секунду”, – подчеркнул он. 

“Керченский пролив характерен относительно небольшими глубинами порядка 4-5 метров, которые соизмеримы с осадкой понтонов, поэтому для безопасной транспортировки на первом участке будет сделано дноуглубление и прорыт вспомогательный канал”, – объяснил Соловьев. По его словам, во время транспортировки “у арки будут отсутствовать перильные и барьерные ограждения, зато будут установлены специальные подкрепления, которые служат для того, чтобы избежать излишней деформации арки”. После установки подкрепления уберут. 

Доставлять арки будут по две одновременно, устанавливая их затем на высоту 35 метров от зеркала воды. Рыженькин заверил, что “ключевые моменты морской операции отработаны еще на стадии проектирования”, ведь подобного опыта не было ни в РФ, ни в СССР. При этом технологические процессы идут параллельно: пока на Севастопольском морском заводе ведется сборка и монтаж понтонных систем, на крымский берег поступают из центральной России металлоконструкции для фарватерных пролетов, и в это же время идет монтаж, сборка и бетонирование фарватерных опор, на которые будут установлены уже собранные пролеты.

Ответственный сдатчик плавсистемы, старший строитель Севастопольского морского завода Андрей Яшин рассказал о доковой операции по выводу третьего и четвертого понтона, которые в конце следующей недели сформируют плавучую опору №1. “Понтоны будут стыковаться не вплотную друг к другу, они будут находиться на расстоянии порядка двух метров друг от друга”, – уточнил он.

Молодые судостроители получили беспрецедентную практику

Начальник службы по управлению персоналом филиала “Севморзавод” АО “ЦС “Звездочка” Объединенной судостроительной корпорации Антон Котельников напомнил, что уже два года завод сотрудничает с Институтом кораблестроения и морской техники при Севастопольском государственном университете.

“В прошлом году у нас было больше 20 инженеров на практике, в этом тоже была практика. Мы пользуемся этим ресурсом. Многих молодых ребят берем с других предприятий. Они возвращаются. Если по рабочим, то у нас также договор рамочный есть как с Севастопольским университетом, так и с судостроительным колледжем. В этом году уже более 60 человек на практике у нас. Мы тоже надеемся, что многие ребята уже после окончания колледжа придут к нам”, – признался он. 

В настоящее время строительство Крымского моста развернуто на восьми участках – морских и сухопутных, из 595 опор сформировано 306, более 4 км автодорожного моста уже перекрыто пролетами, из 230 тысячи тонн пролетных строений собрано более 43 тысяч тонн. Каждые сутки на объекте работает более 200 единиц основной техники, более 20 единиц плавстредств и почти 6 тысяч строителей.