Попытки ЕС отстранить Россию от обслуживания «Северного потока–2» пресечет Германия

Попытки ЕС заставить «Газпром» отказаться от обслуживания «Северного потока–2» максимум станут лишь технической проблемой для России. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

«Еврокомиссия (ЕК) сейчас активно пытается создать новые правила для «Северного потока-2» – причем, еще до того, как газопровод будет введен в эксплуатацию. Главное, о чем это говорит – уже никто не сомневается, что трубопровод будет построен и начнет работу с 2020 года. Даже самые отъявленные недоброжелатели признают: проект остановить или даже «заморозить» не удастся.

Наступила вторая стадия противодействия – если проект не удается отменить, нужно ограничить его нормальную эксплуатацию. По идее третий энергопакет принимался в Европе для повышения энергобезопасности Европы, они мешают монополизации рынка. По идее поставщики газа должны были начать конкурировать, но ЕС переоценил свой рынок – поставщики в очередь не стоят и не борются за поставки дешевого газа. Европейцам остается рассчитывать лишь на Россию, но и тут они ведут себя абсурдно – ставят палки в колеса проектам по поставке, тем же газопроводам», — отмечает аналитик.

В Европе заявили, что поправки в законодательство Евросоюза, регулирующие трубопроводы из стран за пределами ЕС, могут оказать влияние на обслуживание газопровода «Северный поток–2», поставив под вопрос участие Газпрома в этом процессе. Согласно Газовой директиве Евросоюза, трубопроводы из третьих стран в будущем должны действовать по тем же правилам, что и газопроводы внутри ЕС. Это означает, что обслуживанием газопроводов и транспортировкой газа должны заниматься разные организации. В «Северном потоке–2» обоими видами деятельности намерен заниматься Газпром.

«На проблемы, которые пытается устроить ЕК новому трубопроводу, нужно смотреть немного шире. Все помнят, как Европа пыталась ограничить использование трубопровода OPAL – европейское продолжение «Северного потока-1». В итоге российский газопровод был загружен лишь наполовину. Но после судебных решений, которых добилась Москва, в 2018 году «СП-1», рассчитанный на прокачку 55 млрд кубометров в год, поставил в Европу 58,8 млрд.

Россия уже составила определенную практику по противодействию попыткам Европы загнать газопроводы под ограничения – в итоге «Северный поток-1» был не только освобожден от наложенных «табу», но и попал под исключения. Попытка отстранить «Газпром» от обслуживания «Северного потока-2» – не менее абсурдная бюрократия. Но и этот барьер легко обойти созданием компании-оператора, которая займется обслуживанием части «трубы» на территории ЕС. То есть все абсурдные ограничения будут сняты, это лишь вопрос времени», — считает эксперт.

Исключения и преференции

Ранее глава отделения Еврокомиссии по вопросам энергетики Доминик Ристори заявил, что обновление газовой директивы должно вступить в силу до завершения строительства «Северного потока–2». В феврале 2019 года на уровне комитета представителей стран ЕС был одобрен компромиссный вариант поправок к Газовой директиве, согласно которой энергетические нормы ЕС (включая Третий энергопакет) должны распространиться на «Северный поток–2».

Отмечалось, что применение Третьего энергопакета на морские газопроводы должно определяться в каждом конкретном случае странами, на побережья которых выходит труба. Кроме того, сообщалось, что в связи с применением Газовой директивы «Северный поток–2» мог остаться наполовину пустым, чтобы сохранить объемы под прокачку газа от независимых поставщиков. Однако Германии удалось добиться смягчения условий, да и других поставщиков по газопроводу не просматривается.

«У Германии есть все возможности дать исключения и вывести «Северный поток-2» из-под уже новых требований при получении согласия на это ряда европейских государств. Пока у Берлина неплохо получается договариваться с соседями, и шансы на получения одобрений весьма велики. Ведь в строительстве «СП-2» участвуют не только немецкие компании, но и австрийские, французские, голландские.

То есть мы пришли к ситуации, когда новый газопровод желательно запустить до введения новых норм, и тогда он под них просто не попадет. Если же сделать это не удастся, то большой проблемой для проекта это не станет. Нужно лишь провести определенную работу с европейскими чиновниками и рядом государств ЕС, чтобы добиться исключений. И делать это будет не только России, но и Германия — ее заинтересованность в этом не меньше.

В конечном итоге «Северный поток-2» получит исключения из Третьего энергопакета, в результате чего его удастся загружать на все 100% и обслуживать в нормальном режиме. Уйти на это может пара лет. При самом негативном сценарии появится новая компания-оператор, обслуживающая кусок «трубы» на территории Германии, и «Газпром» от этого процесса явно не будет отстранен», — заключает Александр Фролов.