Подлодки внушительного «Калибра»: почему «Варшавянка» до сих пор в деле?

Вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что командование ВМФ России приняло окончательное решение о строительстве шести дизель-электрических подлодок проекта 636 для Тихоокеанского флота. Почему российский флот до сих пор делает ставку на «Варшавянки», разбиралась «Экономика сегодня».

Федотенков принял участие в спуске на воду субмарины «Колпино», последней из шести «Варшавянок» для Черноморского флота. Он заметил, что «Адмиралтейские верфи» всегда сдают свои корабли в срок и с высоким качеством, поэтому было принято решение о строительстве здесь серии подводных лодок для Тихоокеанского флота. Почему «Варшавянка» до сих пор в деле, нам объяснил полковник в отставке, военный эксперт Михаил Тимошенко:

«Для этого есть несколько очень важных причин. Во-первых, как вы помните, «Варшавянку» называют «черной дырой», причем такое грозное имя ей дали американцы, лодка малошумная. На экономическом ходу от 3 до 5 узлов ее вообще не слышно, никакие гидрофоны не берут. Даже вполне современные гидроакустические станции лодок «Вирджиния» и «Сивулф» не слышат ее шумы под фоном моря.

Второе –последняя  версия проекта 636 представляет собой достаточно автоматизированную лодку, экипаж  у нее небольшой. Третье – на них мы научились ставить комплекс «Калибр-ПЛ», заявленная дальность – 300 км, но в перспективе может и до 2 тысяч дотянуть. Четвертое – в связи с тем, что конструкция отработана, а технология «вылизана», мы можем относительно недорого их производить.

К тому же на Тихом океане пора менять флот. В советское время дивизионы подводных лодок стояли в акватории Охотского моря, вплоть до Магадана с основной базой в Вилючинске. Теперь на «Варшавянки» будут возложены задачи по обороне водного района. Ну и не стоит забывать про технические характеристики, у «Варшавянок» до сих пор вполне приемлемая автономность и дальность, поэтому она активно востребована во всем мире».

Но после завершения изготовления серии подлодок для ТОФ, командование ВМФ будет рассматривать возможность постройки неатомных подлодок пятого поколения для Балтийского и Северного флотов, добавил Федотенков. При этом он не уточнил про субмарины какого проекта здесь идет речь.

«Мы пытались сделать лодку пятого поколения относительно недавно –  головной корабль проекта «Лада» под названием «Санкт-Петербург» был построен как раз на «Адмиралтейских верфях». Но не получилось, потому что не сумели сделать ей батареи топливных элементов. Сейчас вроде как ситуация изменилась – появился отдельный врезной отсек, лодка с полным электродвижением. То есть один и тот же электрический двигатель направляет ее все время, а дизель, который там стоит, работает на подкачку. Пятого поколения должна стать лодка «Калина», но ее еще нет. Мы хотим стать по этим разработкам  вровень с немецкими подлодками 212 проекта. Также такие лодки собирают французы, японцы и шведы.

Последние так удачно напугали американцев, что те теперь не знают, как быть – то ли свои разрабатывать, то ли у шведов покупать. Они такую лодку брали в аренду с экипажем, чтобы на ней отработать противодействие российским лодкам. Но оказалось, что, даже располагая информацией о ее местонахождении, их противолодочные средства ее не обнаруживали»,- резюмирует эксперт.