Планы “Нафтогаза” остановить “Северный поток-2” разрушены из-за статуса Румынии в ЕС

Надежды “Нафтогаза”, что ЕС или конкретно Румыния остановят строительство “Северного потока-2” – мечты, которым явно не суждено сбыться. Такое мнение ФБА “Экономика сегодня” озвучил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

“Десятки раз на весь мир озвучивалась достаточно простая истина – “Северный поток-2” не российский проект, а российско-европейский, в нем заинтересованы крупнейшие страны ЕС. Среди них Германия, Австрия и Франция, не говоря уже о более мелких игроках. Румыния, возможно, для Украины и является мощной державой, раз на нее возлагаются последние надежды в борьбе с газопроводами, однако в Евросоюзе это третьестепенный игрок, мнение которого можно не учитывать.

То есть Бухарест ни при каких условиях не сможет добиться в Евросовете, Европарламенте и других структурах альянса решений, которые могли бы противоречить интересам Германии и Франции. А если говорить об угрозе остановить продолжение “Турецкого потока”, то Румыния не способна противостоять интересам Италии, юг которой очень ждет газа из РФ. Целый ряд крупнейших стран ЕС видит в российских газопроводах немалые прибыли, усиление энергобезопасности – какое влияние на эти планы может оказать альянс Киева и Бухареста?” – отмечает аналитик.

Глава госкомпании “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев заявил: Киев надеется, что Румыния вынесет на рассмотрение Европарламента (ЕП) поправки к Газовой директиве ЕС, которые могут остановить строительство морского газопровода “Северный поток-2” и продолжения “Турецкого потока” в европейские страны. “Если удастся ЕП проголосовать о применении этой директивы для морских газопроводов, есть большая вероятность, что не состоится ни вторая нитка “Турецкого потока”, ни “Северный поток-2″. У нас есть сейчас очень сдержанный оптимизм относительно того, что Румыния, которая сейчас председательствует, возможно, вынесет этот вопрос”, – сказал он.

“Румыния, конечно, может попытаться выступить против масштабных газотранспортных проектов, которые реализуются Евросоюзом совместно с Россией. Надежд даже вынести какие-то инициативы в Европарламенте на рассмотрение у нее просто нет, не то что на принятие. Пять-таки не понятно, зачем Румынии выполнять политические заказы Украины, которая даже не входит в Евросоюз?

Самому Бухаресту по большому счету все равно на газопроводы в соседних странах – она определенную часть газа для внутренних нужд добывает на своей территории, какие-то мизерные объемы закупает на внешнем рынке. Смысла препятствовать проектам крупнейших стран Европы просто нет, прибылей от удовлетворения амбиций Украины в ЕС – еще меньше “, – подчеркивает эксперт.

Надежды и дела

Еврокомиссия еще в конце 2017 года представила поправки к Газовой директиве ЕС, распространяющие определенные нормы энергетического законодательства союза на газопроводы из других стран. В частности, требование обеспечивать доступ к прокачке третьих сторон, разделять деятельность по продаже и транспортировке газа. Поправки должны быть согласованы, в том числе, в Совете стран ЕС, однако из-за расхождения мнений разных государств союза этого не произошло.

Румыния председательствует в Совете ЕС в первом полугодии 2019 года. Украина выступает против строительства новых морских трубопроводов для поставок российского газа в Евросоюз, опасаясь сокращения или полной потери его транзита через свою территорию. По итогам 2017 года транзит газа принес украинскому бюджету порядка $3 млрд. Коболев признавал: потеря такого объема доходов в результате прекращения действия в 2019 году контракта между “Нафтогазом” и российским “Газпромом” станет “критически негативным фактором” как для украинской госкомпании, так и для государства в целом.

“Уже ни у кого не осталось сомнений: “Северный поток-2” будет построен, равно как и продолжение европейской нитки “Турецкого потока” по странам ЕС. В данной ситуации Коболев озвучивает довольно много странных инициатив Киева, которые в итоге оборачиваются пшиком. То якобы арестованы некие активы “Газпрома” в Европе, на самом деле это не так. То России предъявляется неадекватный иск в 12 млрд долларов непонятно за что.

Демонстрируя эту “деятельность”, “Нафтогаз” откровенно игнорирует окружающую реальность – условия, в которых придется жить Украине после 2019 года, когда истечет контракт на транзит. Все предыдущие попытки заблокировать обходные газопроводы не увенчались успехом. И самое время заняться разработкой планов, которые позволят “Нафтогазу” существовать и выполнять обязанности по доставке газа по Украине с 2020 года. Ведь объемы транзита не упадут только в случае, если Европа уже в будущем году нарастит потребление газа на 50 млрд кубометров, а это нонсенс.

Падение объемов транзита означает снижение давления в газотранспортной системе – это создаст проблемы доставки газа ряду украинских регионов. “Нафтогаз” эту проблему не решает. На все переговоры по будущим контрактам руководство компании приходит с угрозами в адрес России арестовать активы и забросать исками – не самая мудрая стратегия. Уже сейчас понятно, что ни Румыния, ни другие “грозные” союзники сохранить объемы транзита Украине не помогут. А “Нафтогаз” упорно отказывается делать хоть что-то, чтобы смягчить последствия неминуемых проблем”, – заключает Александр Фролов.