О сколько нам «Открытий» чудных!.. Что уже готово к ЧМ-2018

Питерский «Зенит» в нынешнем сезоне победоносно ступает по российской премьер-лиге, покоряя рекорд за рекордом. А его домашний стадион на Крестовском острове, уже давно ставший притчей во языцех относительно сроков своего строительства, столь же успешен в сегменте международных турнирах. Оказывается, этот долгострой (к слову, входящий в тройку самых дорогих стадионов за всю историю – объект оценен в 1,4 млрд долларов, или порядка 53 млрд рублей) помимо матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, примет несколько игр чемпионата Европы 2020 года. Включить т.н. «стадион в западной части Крестовского острова» в число 13 арен далекого Евро несколько дней назад решила УЕФА.

А как поживают остальные объекты будущего чемпионата мира? Ведь когда для его проведения выбрали Россию, 2018 год казался таким далеким, а теперь для подготовки к нему не хватило бы и советской пятилетки. Пятилетку за четыре года, тем более, что готовы и полноценно функционируют только два объекта: «Казань Арена» (сданный еще в 2013 году к Универсиаде) и московский стадион «Открытие Арена», который принимает регулярные матчи «Спартака» с 5 сентября. Другие объекты пока строятся или реконструируются.

Давайте отправимся путем европейского болельщика, с запада на восток. Калининградская «Арена Балтика» (также известная как «Кенигсберг стадион»), по словам министра спорта России Виталия Мутко, «в 10 метрах от могилы Канта», по-прежнему пытается побороть проблему болотистой местности. Мутко настроен весьма оптимистично и заявляет, что «несмотря на все сложности, мы обязательно построим калининградский стадион». Темпы строительства удручающие: 19 сентября установили первую сваю, и та экспериментальная. Ориентировочно «Арена Балтика» будет сдана одной из последних, в 2017 году.

Благоразумно обойдя питерский долгострой, который никак не может решить, сколько он стоит и куда деваются деньги, отправимся в Москву. Здесь под шум почти 45 тысяч болельщиков на «Открытие Арене», которая обошлась в 420 млн долларов, вовсю реконструируются «Лужники». В августе заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин констатировал опережение графика и объявил, что ход работ контролируется лично Сергеем Собяниным. Завершить же реконструкцию знаменитого стадиона планируется также к 2017 году, зато, несмотря на такой долгий срок, обещают натуральный газон, 81 тысячу мест и, всего вероятнее, финал. Кроме того, Виталий Мутко уверен: «В присутствии 80 тысяч болельщиков мы просто не будем иметь права уступить условному Алжиру или какой-то там Ямайке». Других возможных соперников министр спорта комментировать не стал – видимо, им проигрывать и при 80 тысячах право имеем.

Едем дальше. В Саранске будущая домашняя арена ФК «Мордовия», стадион «Юбилейный», также планируется сдать к 2017 году. Проект по ходу дела может позволить себе корректироваться и приостанавливаться, а сегодня, по словам главы республики Мордовия Владимира Волкова, готов где-то на 15-20%. Однако в конце августа местные власти были жестко раскритикованы за несоответствие текущего положения вещей заявленному.

Но даже это прекрасно по сравнению с тем, как обстоят дела в Нижнем Новгороде: для местной арены под рабочим названием «Стрелка» 2014 год станет годом первичной расчистки местности. Несмотря на это, подрядчики и региональные власти уже успели сделать попытку нажиться на чемпионате мира: в июле Счетная палата РФ констатировала рекордное для стадионов ЧМ-2018 завышение цены разработки проекта (890,6 млн рублей вместо 245,6 млн, выведенных Главгосэкспертизой).

За примерно трехкратное превышение действительной стоимости проекта по рукам попало и организациям, чертящим проект ростовского «Левбердона». К слову, стадион в Ростове-на-Дону пока находится на бумаге, проект, как и сумма, корректируется до октября, однако уже сейчас речь идет о диапазоне 15-21 млрд рублей. Мало того, что это в любом случае больше цены строительства «Открытие Арены», так еще и возможность увеличения суммы имеется. «Ведь это проектная стоимость согласно документации, которая имеется сейчас», – считает министр строительства и территориального развития Ростовской области Николай Безуглов.

Раз уж мы повернули на юг, нельзя обойти стороны и Волгоград. По сравнению с тем, что (не) сделано здесь, даже нижегородская расчистка видится большим прогрессом. Согласно вердикту государственной экспертизы от 22 августа, для строительства спортивного комплекса «Победа» сначала необходимо снести старый стадион «Центральный» («это первый значимый этап работы», по мнению главы Волгоградской области Андрея Бочарова), и только потом приступить к каким-то работам. О стоимости этого проекта (который могут реализовать только к 2018 году) пока говорят осторожно, называя все те же 15 млрд рублей.

В самом южном из городов ЧМ-2018, нашей зимней гордости Сочи, в 3 млрд рублей оценивается реконструкция стадиона «Фишт». Зато в 2017 году стадион, который открыл и закрыл XXII Зимние Олимпийские Игры-2014, уже примет матчи Кубка Конфедераций между сборными-победительницами шести континентальных первенств. Кроме того, глава городского департамента физической культуры и спорта Сергей Пилосян объявил, что Сочи сделает все, чтобы на «Фиште» играла местная команда российской премьер-лиги. И не поскупится на выделение 40 млн рублей в год – этого, однако, не всегда бывает достаточно для удержания в элите нашего футбола.

Передовик подготовки к чемпионату мира, «Казань Арена», упоминалась выше. А вот пока безымянный самарский стадион не очень далеко ушел от волгоградского: здесь 21 июля только заложили первый камень (символическая процедура), а к концу августа определились с генподрядчиком. Забавно, что им стало «Производственно-строительное объединение «Казань». По данным эксперта Александра Карягина, снявшего стройку с вертолета, у 13-миллиардного проекта уже «имеются очертания».

И, наконец, самый восточный стадион домашнего для России чемпионата мира, екатеринбургский «Центральный», в подготовку к мировому первенству вошел уже в состоянии сильно затянувшейся реконструкции. Однако работы не остановили чиновников, весело и задорно выделивших «Центральному» еще около 12 млрд. Это вызвало негодование екатеринбургского мэра Евгения Ройзмана. «Реконструировать реконструируемый стадион – это тупо, бездарно и преступно», – обрушился Ройзман на проектировщиков в декабре 2013 года. Однако к весне на Урале потеплело, а мэр Екатеринбурга смирился с фактом «бездарных» трат. «Больно, обидно, но что делать?» – сказал тогда Ройзман, не преминув добавить, что проконтролирует процесс на предмет нарушений.

Итак, что мы имеем? Из 12 стадионов готовы только два, два реконструируются, один планируется реконструировать, а остальные семь в процессе с весьма условными дедлайнами. А с учетом того, что проекты постоянно пересматриваются, траты растут, населению России, в отличие от бразильского, все равно, и бастовать никто не будет, можно сделать следующий вывод: никто, включая международное сообщество, признающее, что спорт вне политики, не в состоянии лишить РФ чемпионата мира. Никто, кроме ее самой. В Подмосковье уже был один проект.

Григорий Егоров