Новые торговые центры могут остаться пустыми

Непростая экономическая ситуация отражается на многих сферах нашей жизни. Не обошла она стороной и рынок коммерческой недвижимости. О ситуации с торговыми площадями в Москве рассказали представители компании JLL.

Согласно исследованию, проведенному компанией, за первый квартал нового года в Москве появилось такое же количество новых торговых площадей, какое в 2012-2013 годах появлялось за год.

«В 1-м квартале 2015 года в Москве был введен рекордный объем торговых центров – около 250 тыс. кв. м, что является наивысшим показателем 1-го квартала за всю историю рынка. Данный результат в четыре раза превышает значение января-марта прошлого года и даже превосходит годовые объемы ввода торговых площадей в столице в 2011, 2012 и 2013 годах», – сообщили исследователи.

Тем не менее, этот результат нельзя назвать стимулирующим. Как рассказала нам руководитель PR-направления компании Наталья Копейченко, открытые площади были запланированы еще до 2014 года, на росте рынка: «Ввод сегодняшних торговых центров – результат их строительства в течение года, двух лет. Они сейчас просто открываются. Наоборот, новые проекты, «бумажные», не начинаются».

Наталья подчеркивает, что проекты заморожены на этапе стройки, т.к. девелоперы не могут найти достаточное финансирование, а со стороны ритейла наблюдается низкий спрос.

«Поэтому в будущем мы видим провал в вводе новых площадей. Такая же ситуация сложилась и после кризиса 2008 года. Те проекты, которые могли бы начаться сейчас и выйти, скажем, в 2017 году, не начинаются. Они откладываются», – добавляет наша собеседница.

«Мы ожидаем, что объекты, которые сегодня находятся на продвинутой стадии, будут реализованы, однако их открытие может быть перенесено на будущий год – как в связи с задержками в строительстве, так и под давлением кризисной ситуации на рынке. «Бумажные» проекты будут заморожены до стабилизации экономической ситуации и роста спроса со стороны ритейлеров», – подтверждает эту мысль начальник департамента торговых площадей компании Татьяна Ключинская.

При этом на данном этапе спрос на торговые площади находится под давлением: ритейлеры очень выборочно рассматривают новые площадки и осторожно подходят к условиям. Поэтому разработчикам будущих проектов специалисты рекомендуют быть очень гибкими с точки зрения условий аренды. 

«Рынок недвижимости зависим от политической и экономической ситуации в стране, поэтому, конечно, ожидать какого-то возобновления проектов следует в случае стабилизации экономики, появления доступного финансирования, росте спроса со стороны ритейлеров», – говорит Наталья Копейченко.

Стоит добавить, что в условиях экономического кризиса, арендодатели и продавцы торговых площадей вынуждены пересматривать стоимость предлагаемых помещений из-за заметно упавшего спроса. Примером может служить продажа ряда площадей ЦУМа, условия сделки, как отмечают власти Москвы, весьма привлекательны для бизнеса.

Тем не менее, многие торговые центры остаются незаполненными: доля свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжила расти в начале 2015 года. За первый квартал этого года этот показатель вырос на 6,5%. Арендаторы не торопятся занимать пустующие помещения, несмотря на привлекательные условия со стороны девелоперов.