Новая программа обеспечения доступности жилья в РФ вызвала много вопросов

Утвержденная новая версия госпрограммы в области обеспечения доступности жилья в РФ вызывает вопросы о степени ее проработки и обоснованности, а также не предполагает активных мер госполитики в данной сфере.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2017 г. была утверждена новая версия программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», внесенная Минстроем РФ и рассчитанная до 2025 года . Предыдущая версия программы (срок ее реализации – 2020 год), была принята 3 года назад.

Про целевые показатели и доступность

Итак, при ближайшем рассмотрении новой программы, видно, что целевые показатели по строительству и доступности жилья значительно понижены. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на цифры.

По данным Росстата, в 2016 г. было введено 79,8 млн. кв. м жилья, что на 1,5% меньше, чем было запланировано в старой программе. Утвержденный на 2017 г. план в новой программе составляет 81 млн. кв. м жилья, что на 12,9% меньше запланированного уровня в старой версии. Планы по вводу жилья на последующие годы Минстроем также сокращены (см. рис. 1). При этом достигнуть даже этих целей будет непросто. В частности, в 2017 г. в новой программе предполагается рост объемов ввода жилья на 1,5% по сравнению с прошлым годом. В то же время, по итогам января-февраля 2017 г. объемы ввода жилья уже упали на 19,5% в годовом выражении.

Ухудшение прогнозов произошло также, в частности, для показателя доступности жилья. Если ранее прогнозировалось, что соотношение средней рыночной стоимости квартиры площадью 54 кв. м и среднего годового денежного дохода семьи из 3 человек составит 2,3 и 2,1 в 2016 и 2017 гг. соответственно, то новая программа предполагает, что данное соотношение в 2017 г. составит 2,6 (и останется на фактическом уровне 2016 г.). Новой программой предполагается, что значение показателя снизится до 2,3 только в 2023 г.

Прогноз на будущее  

Значения целевых показателей, представленные в новой программе, создают впечатление об отсутствии какого-либо экономически обоснованного их расчета. В частности, значения двух ключевых показателей программы изменяются каждый год в простой арифметической прогрессии – объем введенного жилья увеличивается ежегодно на 4 млн. кв. м, а число выданных ипотечных кредитов – на 100 тыс. шт. (см. рис. 1 и рис. 2).

Представленный в новой программе прогноз предполагает, что превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над уровнем инфляции составляло 3,0 п.п. в 2016 г. и составит 2,2 п.п. в 2017-2025 гг. По факту же в 2016 г. эта разница составляла 5,4 п.п. И для изменения ситуации в последующие годы требуется, прежде всего, существенное снижение ключевой ставки Банком России.

Доступность под вопросом

Новая программа не содержит ряд важных целевых показателей социального характера в области доступности жилья и практически не предлагает каких-либо конкретных активных мер госполитики в жилищной сфере.

В ней исключены, к примеру, целевые показатели по объемам ввода жилья экономкласса, которые содержались в старой версии. По данным Минстроя, в 2016 г. доля жилья экономкласса составила 50% в общем объеме ввода. В старой версии программы на 2017 г. прогнозировалось существенное увеличение доли жилья экономкласса (до 61,4%), но теперь от данной цели, видимо, было решено отказаться.

Среди наиболее конкретных мер госпрограммы можно привести, например, софинансирование строительства социальной и транспортной инфраструктуры в проектах массового жилищного строительства за счет субсидий из федерального бюджета. Однако большая часть предусмотренных в новой программе мер в области жилищной политики носит очень общий характер и включает в себя лишь такие формулировки, как «развитие механизмов кредитования жилищного строительства», «развитие промышленной базы стройиндустрии», «обеспечение эффективного оборота жилья» и т.д.