Новая политика Минпромторга: автомобилестроение станет драйвером экономики России

Министерство промышленности и торговли(Минпромторг) запросило у российского правительства из федерального бюджета сумму объемом в 62,3 млрд рублей на прямую государственную поддержку автомобильной промышленности в 2017 году.

Правительство выгодно вкладывает деньги в автомобилестроение

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что это решение не связано с текущим кризисом в российской экономике и, на самом деле, является для государства достаточно выгодным вложением бюджетных средств.

«Перед нами – стандартное вложение государства в российское автомобилестроение, просто раньше эта цифра была немного меньше и находилась в диапазоне в 55-60 млрд рублей. Причем эти средства здесь не являются благотворительностью, как это почему-то часто думают в нашей стране», — констатирует Моржаретто.

По мнению Моржаретто, российское правительство в вопросе с автопромышленностью не сыпет деньги куда-то в песок, а выгодно их вкладывает, причем, с четким расчетом получить на эти вложения конкретную прибыль.

«Эти деньги работают и каждый рубль, вложенный в эту программу, приносит бюджету 3-4 рубля дополнительно, что показывают расчеты, проведенные министерством экономического развития. Поэтому перед нами крайне выгодное вложение для государства, особенно в условиях текущего экономического кризиса», — резюмирует Моржаретто.

Моржаретто утверждает, что это как раз те бюджетные инвестиции государства, которые начинают сразу же работать на российскую экономику.

В эту сумму не входят наши экспортные проекты

По словам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Володина, в эту сумму не входят те средства, которые наша страна вкладывает в свои экспортные проекты в рамках двустороннего сотрудничества с третьими странами. Эти проекты проходят здесь отдельной строкой бюджета.

Володин отметил, что такие вложения позволят нашим производителям получить прибыль и на внешнем рынке, поскольку с внутренним рынком на сегодня существуют проблемы.

Член комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Александр Ковригин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что все эти средства идут в первую очередь на поддержку российского рынка, чтобы он окончательно не провалился.

Россия инвестирует в свой внутренний рынок

«Так что, основная задача всех этих государственных инвестиций в автопром заключается именно в этом», — заключает Ковригин.

При этом, как замечает Ковригин, здесь есть некоторые разночтения по итоговой сумме, поскольку также сейчас активно ходит цифра в 69 млрд рублей.

«Что касается наших экспортных проектов, то это совсем отдельная программа, которую нельзя смешивать воедино с гражданским автомобилестроением. На этот счет существует не только отдельное финансирование, но и самостоятельная целевая бюджетная расходная статья», — констатирует Ковригин.

В этом контексте можно вспомнить наши совместные проекты с тем же Ираном и рядом других стран, которые уже имеют не только чисто коммерческий, но и военно-политический характер. Естественно, здесь все идет отдельной строкой, и вопрос окупаемости не всегда выходит на первый план.

Что касается окупаемости гражданских автомобильных проектов, то Ковригин не является оптимистом и считает, что бюджет здесь больше теряет, чем зарабатывает.

Такие мероприятия – стандартная практика для правительства и бюджета

Независимый эксперт по автомобильной промышленности Александр Захаров в беседе с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перед нами не первое такое действие по помощи российским производителям автомобилей со стороны правительства, Минпромторга и бюджета, причем эта ситуация, на самом деле, повторяется уже не первый год.

«В частности, в настоящий момент идет активное субсидирование по кредитованию потребительского спроса на автомобили, поэтому часть этих средств пойдет в итоге и на это», — резюмирует Захаров.

Здесь, как отмечает Захаров, необходимо вспомнить и программы по утилизации частных автомобилей, которые носили широкомасштабный характер и также очень серьезно субсидировались государством.

«Людей тогда мотивировали неплохими выплатами сдавать свои старые автомобили и покупать на замену новые, что при всех положительных следствия для нашей экономики и народного хозяйства, стоило для бюджета серьезных денег. Поэтому  чего-то экстраординарного в такой мере нет – просто российское правительство пытается поддерживать, таким путем, сектор автомобилестроения отечественной экономики», — заключает Захаров.

Пока не ясно, будет ли исполнена вся программа

Другой вопрос, что, как замечает Захаров, на сегодня это просто запрос и пока нет полной уверенности, что он будет принят в полном объеме.

«Состояние российского бюджета на сегодня, как всем известно, далеко от идеального и сейчас очень много государственных инвестиционных программ, в том числе и по линии Минпромторга, обрезается, а также серьезно сокращается. Так что, нам нужно подождать, когда это решение будет в итоге утверждено», — констатирует Захаров.

Впрочем, в любом случае, для российского правительства – это, конечно, в первую очередь не бизнес, а способ поддержать наше автомобилестроение, которое является очень большой и важной частью российской экономики.