Новая ГТС Болгарии рушит газовые мечты Украины и открывает России рынок Италии

Заявление “Булгартрансгаза” о строительстве новой ГТС от границы с Турцией до Сербии определило маршрут европейского продолжения “Турецкого потока”. Об этом ФБА “Экономика сегодня” рассказал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

“Решение Софии строить газотранспортную систему (ГТС) от Турции до Сербии показывает маршрут европейского продолжения второй нитки “Турецкого потока”. Впрочем, “Газпром” уже заявлял, что остановил выбор именно на этом маршруте – от Турции через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию трубопровод пойдет в Австрию, где находится конечный пункт сдачи-приема российского газа, что прописано во всех долгосрочных контрактах Газпрома с европейскими покупателями.

При этом у России крайне негативный опыт сотрудничества с Болгарией – она сорвала целых три крупных энергетических проекта РФ по политическим мотивам. Это строительство газовой станции, прокладка нефтепровода Бургас – Александруполис и, наконец, крупный газопровод Южный поток. Потому Москва крайне недоверчива к Софии, однако болгарские власти в последнее время прилагают неимоверные усилия, чтобы доказать свою надежность в качестве транзитера и партнера”, – отмечает аналитик.

Компания “Булгартрансгаз” официально заявила о принятии инвестиционного решения о строительстве новой ГТС в Болгарии. Она будет располагаться от границы с Турцией до Сербии. Ранее страна объявила конкурс на прокладку передающих сетей – аукцион проходил с 21 декабря по 31 января. Оценочная стоимость строительства составит 2,7 миллиарда болгарских левов (около 1,4 миллиарда евро)​​​. По итогам аукциона две компании забронировали 100% будущих объемов транспортируемого газа, “Булгартрансгаз” подпишет с ними обязывающие соглашения.

“В принципе, основная проблема строительства европейской части “Турецкого потока” была именно в Болгарии – если этот отрезок будет проложен, с остальными странами проблем не возникнет. Для Сербии российская “труба” – важный экономический и политический проект, в транзитных прибылях заинтересованы и другие участники, Австрия же нарастит продажи российского газа и повысит свои прибыли.

С другой стороны, еще не подписано соглашение с правительством Венгрии. Ведь Россия берется проложить газопровод со своей территории по дну Черного моря до границ Турции, которая проведет его по своей территории до границ с Европой. И каждая страна-участница ЕС за свой счет прокладывает ГТС по своей земле. То есть бюрократические процедуры и согласования еще предстоят, однако вряд ли это станет серьезной проблемой. Маршрут будет не беспроблемным в любом случае – с Турцией связано намного больше рисков, чем даже с Болгарией”, – подчеркивает эксперт.

Сроки и украинский транзит

Операторы Сербии, Венгрии и Словакии, насколько известно, уже провели аукционы на бронирование новых мощностей (Open Season) с 1 января 2020 года на 20 лет. Такая процедура предусмотрена законодательством Евросоюза и необходима для строительства новых газопроводов. В этих аукционах участвует Газпром, который готов забронировать все предложенные мощности. Иными словами, именно российская компания готова поставлять газ в эти страны. То есть ГТС Болгарии наносит еще один сокрушительный удар по надеждам Украины сохранить большие объемы транзита газа из РФ в Европу.

Как известно, сейчас порядка 90 млрд кубометров газа Россия ежегодно вынуждена продавать в Европу транзитом через Украину, Киев же выставляет себя крайне недобросовестным партнером. С украинским правительством постоянно возникают проблемы – вместо конструктивной работы “Газпром” вынужден отстаивать свою правоту в международных судах, еще и периодически сталкиваясь с попытками заблокировать активы российской компании в Европе. Киев выбрал методы диктовки и шантажа. Срок действия договоренностей по транзиту газа РФ с Украиной истекает в декабре 2019 года.

“Сугубо технически, на мой взгляд, проложить трубопроводы и ГТС от границ Турции через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию до хаба в Австрии вполне реально. Однако эти сети нужно еще протестировать и довести до проектных мощностей – это тоже займет определенное время. Запуск в эксплуатацию полноценного маршрута к декабрю 2019-го представляется маловероятным.

Скорее всего, на проектную мощность удастся выйти лишь в 2020 году. Пока же можно с уверенностью говорить: если Болгария вновь не преподнесет неприятных сюрпризов, к весне 2020-го можно будет обеспечить поставки в Сербию. Все остальное зависит от того, насколько расторопны будут другие страны-участницы проекта, ведь от России на территории ЕС будет зависеть крайне мало.

Нужно учитывать также, что по европейской нитке “Турецкого потока” “Газпром” рассчитывает наладить поставки в Италию – это конечный и ключевой рынок по данному направлению. Юг Италии крайне нуждается в энергоресурсах, но нужно обеспечить условия для их поставки. А это, скорее всего, будет обеспечено лишь к 2021 году. То есть хотя бы на какое-то минимальное время транзитные контракты с Киевом Москва будет в этом году обсуждать”, – заключает Алексей Белогорьев.