«Неизвестная степень надежности, да еще и без гальюнов»: суперавианосец ВМС США на деле оказался большим и очень дорогим провалом

В бюджете Министерства обороны на 2019 финансовый год выделена огромная сумма на четвертый авианосец типа «Форд», но ВМС, возможно, придется еще немного подождать, прежде чем их мечты о флоте из одиннадцати авианосцев станут реальностью. Об этом пишет taskandpurpose.com.

В план президента Дональда Трампа по увеличению бюджета военных сил США, помимо других судов, входят три эсминца типа «Арли Берк», две подводные лодки типа «Виргиния», и “первый год полного финансирования” для ныне-безымянного авианосца с ядерной энергетической установкой (CVN 81), младшего брата совершенно нового авианосца типа «Джеральд Р. Форд» (CVN  78) стоимостью $13 млрд, который был введен в эксплуатацию в июле прошлого года.

Однако последняя техническая оценка этого суперавианосца нового поколения (в котором, кстати, нет гальюнов) показывает, что военный корабль в настоящее время не в состоянии выполнять свои основные функции во время работы. 7 февраля служба Пентагона обратилась к министру оборону США Джеймсу Маттису с просьбой отложить испытания в экстремальных условиях до тех пор, пока в 2024 году не появится второй корпус военного корабля типа «Форд» «Джон Ф. Кеннеди» — те же самые испытания уже переносились в июне 2017 года.

Результаты технической оценки «Форда», проведенной Пентагоном, говорят о «плохой или неизвестной степени надежности» многих жизненно важных систем. В том числе недавно разработанных катапульт, аэрофинишеров, устройств для подъема оружия и радаров.

Это не просто ультрасовременные системы, они еще и критически важны для выполнения судном операций по борьбе с терроризмом и сдерживанию великих держав. «Недостатки могут повлиять на способность CVN 78 осуществлять выходы в море, сделают судно более уязвимым или создадут ограничения во время штатных операций, — говорится в докладе. – Плохая или неизвестная степень надежности этих критически важных подсистем является наиболее значительным риском для CVN 78”.

Среди наиболее вопиющих проблем, стоящих перед судном: те самые «проклятые» электромагнитные катапульты. Помимо того, что Боинг F/A-18F «Супер Хорнет» и EA-18G «Гроулер» испытали чрезмерную нагрузку на планер при запуске, ВМС также “выявили неспособность быстро электрически изолировать компоненты электромагнитной катапульты авианосца (EMALS) и усовершенствованного аэрофинишера (AAG) для проведения технического обслуживания” — это означает, что моряки не смогут на ходу отремонтировать одни из наиболее важных систем корабля.

Это не просто неудобно, это делает всю систему абсолютно бесполезной. При нынешней надежности таких судов «вероятность завершения 4-дневной военной операции без критического сбоя равна 9%, а операции длиной в один день — 70%». Это если повезет, и если на палубе будет полно хорошо обученных моряков.

Более того, испытания в экстремальных условиях, которые военно-морской флот все время откладывает, предполагают запуск легких зарядов в воде вокруг корабля для проверки надежности систем в условиях атаки. По правилам министерства обороны, такие испытания должны проводиться на уровне, равном двум третям того уровня, который необходим для выживания корабля; поэтому такое стремление отложить вполне стандартное испытание вызывает вопросы о доверии чиновников к их новому суперавианосцу.

С другой стороны, Трамп предлагает выделить около 1,8 миллиарда долларов на «непрерывное развитие» технологий авианосцев типа «Форд». Так что, несколько миллиардов тут, несколько миллиардов там, и, возможно, скоро мы сможем поговорить о работающем авианосце. И даже с гальюнами. А пока иначе как дорогим провалом новый суперавианосец и не назовешь.