Началась реставрация здания-фары на Авиамоторной

Специалисты приступили к реставрации гаража Госплана, построенного по проекту архитектора Константина Мельникова (1890–1974), сообщил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Уникальное здание-фара находится в районе Лефортово на юго-востоке столицы. Это последняя крупная постройка, созданная по чертежам знаменитого архитектора Мельникова.

Здание возвели в 1936 году. Оно стало символом завершения эпохи авангарда и конструктивизма в советской архитектуре.

Основная часть дома – одноэтажная. На западном фасаде располагается крупное окно, выполненное в виде фары, или «глаза», как называл его сам архитектор. Это пространство предназначалось для стоянки автомобилей, здесь также размещалась столовая.

В четырехэтажном корпусе гаража находились администрация и мастерские. Эта постройка подчеркнута объемными вертикальными колоннами, как бы прорезающими здание. Во двор выходят прямоугольные окна, повторяющие направление внутренних лестниц.

«Эта реставрация стала долгожданной. На протяжении последних трех лет мы добивались от собственников разработки проекта работ и их скорейшего проведения. Наконец, этой осенью реставрация началась. Мосгорнаследие контролирует ход работ. Скоро будет разработан проект приспособления этого памятника к современному использованию», – сказал А. Емельянов, передает портал mos.ru.

Специалистам предстоит отреставрировать фасады здания – избавиться от трещин, привести в порядок цементную штукатурку и покрыть стены защитными растворами.

Гараж Госплана покрасят в белый и желтый цвет в соответствии с колористическим паспортом здания.

Напомним, авангардное здание было построено для автомобилей Госплана СССР – ведомства, занимавшегося общегосударственным планированием развития народного хозяйства. Его было поручено возвести архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7 во главе с архитектором Валерием Курочкиным.

К. Мельников проектировал только архитектурное оформление фасадов. По его задумке, композиция гаража напоминает автомобиль – с фарой, вытянутым крылом первого этажа и решеткой радиатора – вертикальными белыми колоннами.

В 1990-е годы гараж получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

Госплан СССР занимал здание до 1955 года, потом оно было отдано в пользование 8-му таксомоторному парку Москвы. С 1990-х помещения гаража сдаются в аренду.

Наша справка

Константин Мельников – один из родоначальников советского авангарда. Широкую известность ему принесло строительство павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В результате ему поступил заказ – разработать проект гаража на тысячу машин для столицы Франции. Архитектор предложил несколько вариантов – полупрозрачный 10-этажный стеклянный куб и здание с консольно-подвесными конструкциями.

Эти проекты не были реализованы, но Мельников использовал некоторые архитектурные решения при строительстве гаражей в Москве.

Так, он разработал особую систему проектирования, которая была основана на учете точных маневров автомобилей. По задумке, каждая машина попадала в гараж, занимала свое место и выезжала, двигаясь только вперед. Именно по такому методу в 1930-е годы были построены два гаража – на Бахметьевской и Новорязанской улицах.

В их проектировании принимал участие известный русский инженер Владимир Шухов (1853–1939). Но в случае с гаражом на Авиамоторной Мельников занимался только обликом здания, сконцентрировавшись на крупных формах, прямых линиях и объемах. Внутренней частью и планировкой занимались его коллеги из мастерской Моссовета № 7.

К. Мельников также проектировал здания домов культуры – например, ДК им. Русакова и клуб Дорхимзавода им. М.В. Фрунзе (1929).

В том же 1929 году архитектор разработал проект Парка Горького и закончил строительство собственного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке.

Все эти здания сохранились до наших дней, они являются памятниками архитектуры и яркими примерами советского авангарда.