“Моя улица”, или Как в Москве идет обкатка новой модели прорывного проекта

В Москве продолжается реализация программы “Моя улица”: столичные власти обещают горожанам и гостям города максимальную «гуманизацию городского пространства» и переформатирование градостроительного уклада.

На средства, выделенные под этот проект, который будет реализовываться до 2018 года, вполне безбедно проживет один из российских городов-миллионников. Но на самом деле на московских улицах сегодня формируется и проходит обкатку новая экономическая модель для реализации прорывных проектов.

Среда обитания столицы меняет акценты

На многих нынешняя Москва производит унылое впечатление. Постоянно возникающие заторы на дорогах, однообразные пейзажи каменных джунглей даже недалеко от центра, обшарпанные постройки на исторических улочках старой части города, в которой совсем неуютно, и на человека приходится всего по 2,5 квадратных метра зелени. Даже просто пройтись по набережным Яузы или Обводного канала, что недалеко от Кремля, достаточно проблемно: тротуар очень узок…

Такой список замечаний к столице России можно продолжать и продолжать. Со всеми этими копившимися десятилетиями проблемами столичные власти должны были бы, в конце концов, разбираться. И пару лет назад ситуацию решено было исправить…

Чтобы создать в 10-миллионном мегаполисе комфортную среду обитания, концептуально переформатировать все городское пространство, а также провести масштабную реконструкцию и благоустройство улиц, столичные власти с 2015 года запустили 4-летнюю программу «Моя улица». Для реализации столь амбициозного проекта была сформирована единая команда под руководством главы городского хозяйства, вице-мэра Петра Бирюкова.

В новой концепции улицы Москвы рассматриваются теперь как исключительно общественное пространство. А основное направление работ по благоустройству развивается в сторону создания комфортных условий для пешеходов, развития общественного транспорта и улучшения экологии. Иными словами, был взят курс на гуманизацию городской среды, когда от улицы для автомобилей перешли к улице для человека. Петр Бирюков также заверил, что после завершения программы Москва приобретет «единый архитектурный облик всех участков, находящихся в зоне визуального восприятия». «В наиболее посещаемых частях мегаполиса, — поделился идеями Бирюков, — первые этажи станут доступными, в них появятся кафе, рестораны, магазины, на расширенных тротуарах появятся летние кафе, перед зданиями культуры и социальными объектами возникнут малые городские площади». Иначе говоря, власти намерены в принципе покончить с сутолокой и провоцирующей конфликты психологической атмосферой в центре города, сделав Новый Арбат, Тверскую, Таганскую, Большую Якиманку, Моховую и другие столичные улицы местом комфортного времяпрепровождения, культурного досуга и семейного отдыха.

Благоустраивать по-хозяйски

Как опытный хозяйственник, Петр Бирюков любит повторять: «Благоустройство — такая вещь, что если ей не заниматься, то город деградирует быстро. Мы ведь в рамках этой программы делаем фасады, освещение, инженерные коммуникации, ремонт водопровода, отопления и другое. Так что это сразу будет очень заметно для жизни каждого москвича и для экономики всего города».

Для реализации программы «Моя улица» мегаполис в общей сложности затратит 120 млрд руб. Если в прошлом году в рамках данной программы было освоено 21,6 млрд рублей, то в текущем — уже 22,4 млрд рублей (или 1,4% от столичного бюджета, составляющего 1,6 трлн рублей).

Во всех районах Москвы сегодня кипит работа. На большинстве объектов работы по обновлению всех подземных коммуникаций, тепловых сетей, электрокабелей, систем газо- и водоснабжения приближаются к завершению. В подземных пластиковых трубах теперь спрятано 120 километров проводов, которые еще недавно опутывали небо на Варшавском, Каширском, Ярославском и Можайском шоссе, проспекте Мира, на Долгоруковской, Люсиновской, Мытной улицах и Рязанском проспекте.

Петр Бирюков по этому поводу заметил: «Чтобы не засорять воздушное пространство города… Оставлять их — это, во-первых, некрасиво, во-вторых, небезопасно. Если вы обратите внимание, бывая за рубежом, то увидите: в крупных городах нет кабельных линий в воздушном пространстве. Мы прокладываем под землей в два с половиной раза больше кабельных линий, чем нужно сейчас. Под тротуары и дороги уберут «воздушку» со всех 52 улиц, вошедших в программу «Моя улица». И очистка неба от проводов — важнейший шаг по их преобразованию. То есть, решаем задачу комплексно с прицелом на будущее».

В контексте «гуманизации городского пространства» озеленение приобретает особый смысл. В 2016 году в Москве в рамках кампании «Моя улица» намечено высадить 2400 деревьев. Так, на Тверскую улицу — между Манежной и Пушкинской площадями — вновь вернется липовая аллея, которую вырубили в 1990-х. Всего планируется посадить в грунт, а не в кадки, 90 крупномерных деревьев (не менее девяти метров высотой). Липы также вернутся на Новый Арбат, Кремлевскую набережную, Садовую-Триумфальную и Земляной Вал. На Смоленской площади и Валовой улице появятся груши уссурийские, вязы — на Садовой-Спасской и Зубовском бульваре. Рябина пропишется на Садовой-Черногрязской и Зацепском Валу, ольха — на Садовой-Кудринской, ясени украсят Крымский Вал рядом с парком Горького и Смоленским бульваром, лещина – Садовую-Сухаревскую. Клены будут высажены в грунт на Новинском бульваре, а яблони — около Калужской площади. Многолетние растения в кадках, кустарники барбариса, смородины, золотой гортензии и боярышника заметно оживят убранство Садового кольца.

Программа «Моя улица» предусматривает также масштабную реорганизацию автомобильного движения в пределах города. Чтобы избавиться от острейших автотранспортных проблем, дорожно-транспортная инфраструктура столицы активно расширяется. В 2016 году намечено ввести в строй 9 новых автодорожных развязок на МКАД, а также построить многочисленные дороги-дублеры, эстакады, рокады, парковочные площадки и т.д. Все это дает надежду, что уже через пару месяцев пробок на улицах Москвы станет намного меньше.

Стройплощадка размером с мегаполис

По результатам опроса портала «Активный гражданин», 89% москвичей позитивно оценивают качество уже благоустроенного столичного пространства.

И это оценки не сторонних наблюдателей, а именно тех, кто просил столичные власти провести ремонт того или иного объекта. По словам Петра Бирюкова, из 52 ремонтируемых сегодня улиц — 42 адреса были получены непосредственно от самих москвичей, через функцию обратной связи на официальном портале столичной мэрии. Более того, через сайт «Наш город» жители Москвы и сегодня имеют возможность влиять на жизнь мегаполиса, в том числе, и на программу «Моя улица». Например, получать информацию о том или ином ремонтируемом объекте, сроках завершения и стоимости работ на нем, а также давать оценку качеству исполнения, подавать предложения и жалобы…

Конечно, все чаще слышатся голоса критики столичной власти и реализуемых под ее патронажем проектов. Однако при тщательном исследовании скандальных претензий выясняется, что за ними никаких нарушений закона нет. Так было с раздутой шумихой о сносе незаконных ларьков «самостроя». Так пытались раздуть скандал вокруг использования плиточного покрытия улиц. На это Петр Бирюков, имеющий многолетний опыт работы в муниципальном хозяйстве, не раз выступал с экспертными заявлениями, в которых отмечал, что по долговечности новая плитка, примерно, в 7-8 раз превосходит асфальтовое покрытие, а по стоимости эксплуатации — в 2,5 раза дешевле. Кроме того, в случае аварии плитку можно поднять и положить после завершения работ на то же место, а асфальт придется менять от одного перекрестка до другого.

К сведению, тротуарная плитка кладется не повсеместно, а занимает лишь 1,3% от всего твердого покрытия улиц. И в отличие от асфальта плитка является экологичной, она не загрязняет атмосферу вредными выбросами и не «запечатывает намертво почву», давая «через швы подпитку земле». Эти и другие убедительные аргументы хозяйственника поставили жирный крест на попытках ряда СМИ раздуть сенсацию из огульных обвинений столичных властей в незаконном обогащении от закупок городом плитки. Также была опровергнута и атака на программу «Моя улица», которая, по мнению недоброжелателей, якобы безответственно относится к найденным предметам старины и обнаруженным археологическим артефактам, имеющих научную и общественную значимость.

На самом же деле все обнаруженные за два года работ по благоустройству города исторические находки бережно сохраняются и предаются для изучения специалистам. Более того, в ряде мест непосредственного обнаружения артефактов и старинных построек власти откроют после завершения городской реконструкции постоянно действующие экспозиции. Например, старинный участок деревянной мостовой XVII–XVIII веков, на который наткнулись рабочие при реконструкции Тверской улице, будет представлен в виде застекленной витрины с подсветкой и подогревом для публики тут же, по месту обнаружения.

«Моя улица»: трудовые будни  

Сегодня 18 тысяч работников ударно трудится на объектах «Моей улицы», максимально используя световой день.

Люди работают на совесть, зная, что они формируют обновленный облик столицы России. Даже стороннего наблюдателя поражает уровень организации работ. И видимо, это больше, чем успешный менеджмент в связке с хорошей мотивацией. Все 2,5 тысячи единиц строительной техники без простоев работают на объектах. Рабочие знают свои задачи и постоянно при деле.

На участки благоустройства стройматериалы и конструкции завозятся заранее, ночью, чтобы в дневное время бригады могли работать без помех и простоев. Ударные темпы работ позволили, примерно, на месяц с лишним опередить намеченные сроки сдачи объектов. Хороший пример организации работ кооперации усилий — благоустройство за 48 часов — в полном соответствии с графиком — Тверской улицы, где на протяжении почти полутора километров единовременно велись работы по реконструкции дорог, зданий, коммуникаций и т.д.

В заключение хотелось бы поделиться наблюдениями. Представляется, что через столичную программу «Моя улица» сегодня проводится обкатка модели организационного взаимодействия и экономического роста. И благодаря такой мобилизационной экономике в обозримой перспективе можно будет браться за масштабные проекты не только муниципального, но и регионального или даже федерального уровня.

…А пока улицы столицы завалены стройматериалами, на них шумно и пыльно. Но люди видят, что делается большое дело, и готовы мириться с неудобствами, скажем, до Дня города, чтобы все смогли оценить великолепие обновленной столицы.