Мост на Сахалин вызовет у Японии интерес к Дальнему Востоку

Поручение президента РФ Владимира Путина правительству проработать вопрос строительства моста на Сахалин‍ чрезвычайно важно для России. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал политолог, замдиректора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук, доцент Владимир Шаповалов.

 

«Вопрос строительства моста на Сахалин обсуждается уже несколько десятилетий. Актуальным он вновь стал после открытия автомобильной части Крымского моста. переправа на Сахалин – чрезвычайно важный проект как с геополитической, так и геоэкономической точки зрения. В последнее время Россия обращает все больше внимания на Дальний Восток, реализован ряд проектов. Но развитость региона все еще оставляет желать лучшего.

 Для самого Сахалина мост также крайне важен – в настоящее время этот регион практически оторван от материковой России, связи и контакты с «большой землей» сильно ограничены. Это, конечно. мешает экономическому и социальному развитию региона. Тогда как он очень важен и как богатый ресурсами край, и как геостратегическое приграничье нашей страны. Более того, создание моста активизирует и контакты РФ с Японией», — отмечает аналитик.

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ проработать вопрос о строительстве моста на остров Сахалин. Об этом он рассказал на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко. «Я поручил правительству проработать все это, посмотрим. Хочется очень помочь, надо посмотреть экономику. Как пишут ваши депутаты в письме, это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это было бы существенным фактором, закрепляющим население, людей — можно приехать, уехать в любое время года, в любую погоду, все понятно. Это привело бы и к развитию севера Хабаровского края, потому что нужно делать подходы к мосту», — сказал глава государства.

«Переправа на Сахалин создает предпосылки для дальнейшего развития экономических связей с Японией – сейчас это сотрудничество набирает обороты. Транспортная сеть в сторону соседней страны активно развивается, мост же интенсифицирует транспортное сообщение между Сахалином и Хоккайдо. Переправа по сути сделает островной регион РФ геоэкономическим центром между Японией и Россией.  

Очевидно, что стране необходимы серьезные инвестиции в инфраструктурные проекты, чтобы повысить привлекательность Дальнего Востока. При этом строительство Крымского моста создало прецедент – Россия теперь обладает уникальными технологиями и способна взяться за следующий мегапроект. При этом окупаемость его должна ставиться на третий план – мост на Сахалин дает существенные преимущества в других отраслях. Кроме того, нужно исходить из фабулы, что жители целого региона страны оторваны от материка, и им нужно улучшать условия жизни», — подчеркивает эксперт.

Привлечь на Дальний Восток

О необходимости строительства переправы на Сахалин говорится с середины XX века. Железнодорожный мост предлагается возвести в самом узком месте Татарского пролива, отделяющего остров от материка. Мост станет частью будущей 580-километровой железной дороги между селом Селихино Хабаровского края и сахалинским поселком Ныш. Сейчас грузы между островом и материком перевозятся по паромной переправе Ванино — Холмск, движение которой зависит от погодных условий.

Параллельно с мостом обсуждался проект тоннеля под проливом – он предлагался еще в 1950-х годах, но тогда реализовать его не удалось. В начале июня к Путину обратились депутаты облдумы Сахалина и попросили построить переправу, которая соединит остров и материк. По предварительным оценкам РЖД, примерно составит 540,3 млрд рублей, что в 3,5 раза больше Крымского моста. На проектные работы и строительство должно уйти не менее пяти лет. То есть в лучшем случае возможная дата окончания реализации проекта — 2023 год, если решение по проекту будет принято в ближайшие месяцы.

«Финансовая сторона проекта в данном случае не столь важна – в России много проектов, в которых деньги выносятся на второстепенный план, на первом – перспективы проекта. Жители целого региона получат неизмеримые преимущества после того, как Сахалин включат в общее транспортное пространство страны. Впрочем, и с экономикой вопроса все не столь, на мой взгляд, безнадежно.

Строительство моста позволит Сахалину интенсифицировать экономические процессы, в том числе с Японией. Кроме того, в регионе существенно облегчатся условия ведения бизнеса, что привлечет туда новых инвесторов. Более того – Сахалин станет куда более привлекательным для переселения на постоянное жительство. То есть регион получает мощный импульс для экономического развития.

Все это, а также множество рабочих мест, современную инфраструктуру и улучшение качества жизни людей даст только один мегапроект – строительство переправы. Затраты на него будут значительными, но они того стоят и дадут пусть косвенный, но экономический эффект. Стоит также вспомнить, что в последнем послании Федеральному Собранию президент РФ акцентировал необходимость транспортного развития России, это первостепенная задача для страны. Мост на Сахалин может стать существенной частью этих планов», — заключает Владимир Шаповалов.