Мост через Амур активизирует приграничную торговлю с Китаем

В Благовещенском районе Амурской области началось строительство моста между Россией и Китаем – 20-километровая переправа Благовещенск — Хэйхэ через реку Амур с провинцией КНР Хэйлунцзян даст существенный толчок экономическим отношениям двух государств.

«Возведение моста из Благовещенска до китайского города Хэйхэ провинции Хэйлунцзян мы лоббировали 20 лет, но натыкались на российскую бюрократию, — рассказал ФБА «Экономика сегодня» президент АНО Российско-китайский аналитический центр Сергей Санакоев. – Местные чиновники нам заявляли: переправа нужна будет лишь для того, чтобы привозить товары КНР в Россию. Я в принципе никогда не понимал, что в этом плохого, а строительство блокировалось. Сегодня из голов россиян выветрился застоявшийся тезис «Запад нам поможет», из-за которого четверть века Россия пренебрегала восточными приоритетами во внешней политике. А начало строительства моста через Амур стало показателем, что экономическое сотрудничество все же догоняет политическое».

Ранее власти Благовещенского района Амурской области РФ заявили, что стартовало строительство моста через реку Амур между Россией и Китаем. Предполагается, что возведение переправы займет три года – срок сдачи в эксплуатацию намечен на октябрь 2019-го. При этом 6,5 километра моста будут проходить по территории Китая, оставшиеся 13,4 километра — по РФ. Длина моста составит 19,9 километра, ширина — 14,5 метра. Губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао заявил, что строительство моста кардинальным образом скажется на росте железнодорожных и автомобильных перевозок между Дальним Востоком РФ и провинций Хэйлунцзян. И добавил: объект инфраструктуры повлияет на модернизацию транспортной системы между странами и значительно укрепит связи сторон.

«Мост Благовещенск – Хэйхэ нужно было строить уже давно, экономические отношения приграничья давно требовали надводной переправы. Пока бизнесмены двух стран переправляются через реку и перевозят товары катерами на надводных крыльях, это не очень удобно и закладывает дополнительные суммы в стоимость товара. В последние годы вырос взаимный товарооборот – из России в Китай пошли большие партии мороженого, шоколада, сладостей, орехово-плодовой продукции. И введение в эксплуатацию моста станет удалением преграды для экономического сотрудничества, что в итоге будет выгодно всем», — отмечает эксперт.

Мост Благовещенск — Хэйхэ выведет отношения с КНР на новый уровень

По оценкам китайских экспертов, планируемая стоимость моста составит 2,47 миллиарда юаней (примерно 355,6 миллиона долларов). В марте 2016 года в Харбине была зарегистрирована совместная российско-китайская компания-оператор строительства, которая обеспечит возведение переправы «под ключ». РФ вкладывает в строительство 14 миллиардов рублей, 5,2 миллиарда — китайская сторона. Зарегистрированная совместная компания получит в банке правительства провинции Хэйлунцзян кредит под 5% годовых. Ориентировочно, при строительстве моста будет создано более 1400 рабочих мест, причем каждая сторона задействует в работах своих подрядчиков.

«На протяжении последних 20 лет ведется скрупулезная работа по налаживанию политических отношений между Москвой и Пекином, к сегодняшнему дню они уже имеют статус стратегических. В экономическом сотрудничестве успехи более скромные, хотя товарооборот за два десятка лет удалось повысить с пяти миллиардов до ста миллиардов долларов. Однако реализована лишь малая часть потенциала, настоящие возможности впереди И снятие барьеров для торговли, в том числе возведением инфраструктуры, важный шаг к улучшению торговых отношений.

Проблема состоит в том, что РФ и КНР по-разному расставляют экономические приоритеты. В Китае 80 процентов ВВП обеспечивается малым и средним бизнесом, тогда как Россия делает упор на сырьевую базу экономики. Однако с каждым годом страны находят все больше точек соприкосновения, растут взаимные инвестиции. И со временем успехи в экономических отношениях догонят достижения в межгосударственной политике, это просто неизбежно», — делает вывод Сергей Санакоев.