Москва победила пробки: заторы и коллапсы на дорогах уходят в прошлое

С одной из самых острых проблем – заторами на дорогах – столица, похоже, начинается справляться. По данным аналитической компании TomTom, за несколько последних лет Москва переместилась с первого на тринадцатое место в мировом рейтинге самых пробочных городов.

Вице-президент по вопросам дорожного движения аналитической компании TomTom Ральф-Питер Шефер, комментируя перемещение Москвы в мировом рейтинге самых загруженных городов на более низкие позиции, пояснил, что в столице России улучшилась общая транспортная ситуация, а дороги стали свободнее не только днем, но и вечером. При расчете индекса загруженности дорог аналитики берут за основу время, которое автомобилист тратит на дорогу из пункта А в пункт Б. Затем его сравнивают с тем, сколько времени тратится на дорогу ночью, когда дороги свободны и днем, когда фиксируются пробки. В 2011 году этот показатель в вечерние часы пик превышал 200 %. Тогда столица России считалась самым «пробочным» городом в мире. Сегодня в этом рейтинге Москва находится на тринадцатом месте.

Воспоминания о пробках

Бесконечные пробки – не такое уж и далекое прошлое столицы. Активная борьба с ними ведется последние 15 лет и именно за транспортный коллапс жестко критиковали в свое время Юрия Лужкова. Дотошные горожане подсчитали, что в те годы в Москве ежедневно образовывалось на дорогах 650 пробок,  среднестатистический московский водитель проводил в заторах до 12 часов в месяц, а мегаполис терял на этом почти 40 миллиардов рублей.

При Юрии Лужкове основной акцент был сделан на дорожном строительстве. Тогда были построены огромные и дорогостоящие объекты — Третье транспортное кольцо, Алабяно-Балтийский тоннель, многоуровневая развязка у станции метро «Сокол». Значительно расширен Ленинградский проспект, реконструированы МКАД и другие магистрали.

Сергей Собянин продолжил строительство новых развязок-магистралей, но при этом была сделана ставка на упорядочивание парковочного пространства. В дорожном строительстве городские власти отказаться от дорогостоящего Четвертого транспортного кольца. Вместе него было решено сделать три хорды — северо-западную, северо-восточную и южную, которые будут выполнять ту же функцию, что и кольцо, то есть отводить транспорт от центра. Сейчас становится понятно, что мэрия выбрала правильные методы в борьбе с  пробками: средняя скорость движения в городе с 2010 года выросла с 45 км/ч до 51 км/ч. В утренние и вечерние часы пик в зоне Третьего транспортного кольца скорость увеличилась на 7% в связи с вводом платной парковки.

Как Москва боролась с пробками

Изменить в лучшую сторону ситуацию с пробками на дорогах городские власти смогли, используя несколько факторов. Во-первых, активное внедрение новых технологий и появление удобных приложений, позволяющих предупредить о дорожной ситуации и оказать помощь в выборе оптимального маршрута передвижения. Во-вторых, выделение специальных полос для движения наземного городского общественного транспорта, которые позволили увеличить скорость на 12-30%. Сегодня таких полос более 300 километров. Появление выделенных полос, обновление подвижного состава, разработка и внедрение новых маршрутов, привели к тому, что горожане стали чаще пользоваться не личными авто, а общественным транспортом – количество поездок на нем выросло на 600 млн по сравнению с показателями 2010 года. В рабочий день городским транспортом теперь пользуется на 2,2 млн пассажиров больше, чем шесть лет назад, а самый существенный рост числа пассажиров был зафиксирован в сегменте наземного транспорта (45%).

В-третьих, введение платных парковок в центре и активное строительство новых дорог и развязок. Практика сбора денег за парковку существенно улучшила дорожную обстановку: время, проводимое столичными автомобилистами в пробках, уменьшилось на четверть.

В-четвертых, популяризация метро, которое можно комбинировать с другими видами общественного транспорта. Такого массового строительства новых станций столичная подземка не помнит с 30-х годов прошлого века. Не успели на днях открыть сразу семь станций в Новой Москве на Калининско-Солнцевской линии, как власти озвучили новые планы, сообщив, что в ближайшие два года планируется строительство 126 километров подземки и 55 новых станций.  

Разгрузить дороги помогло бы и внедрение новых направлений вкупе с развитием других перспектив. К примеру, каршеринг. Здесь пользу принесла бы кооперация, когда один пользователь по пути подсаживает другого пассажира.