Московское метро стоит на пороге новых рекордов

Самым популярным видом общественного транспорта в любом мегаполисе является метро. Строить и развивать его стремятся власти крупных городов во всех мире. Москва, где создан один из самых разветвленных и больших метрополитенов, не исключение. Московский метрополитен сегодня – это сотни километров, десятки станций, 6,5 миллионов пассажиров ежедневно и грандиозные перспективы, которые активно начинают претворяться в жизнь.

Столичный метрополитен развивается настолько быстро, что даже жители первопрестольной порой не успевают запомнить названия новых станций, которые стали открываться чуть ли не каждый месяц. А началась история московского метрополитена еще в XIX веке.

Проекты, трамвай, железная дорога – история метро Москвы

Идеи о создании в Москве метро появились еще в 1875 году. И по замыслу авторов первая линия должная была соединить Курский вокзал и Марьину рощу и пересечь Лубянскую и Трубную площади. Но все это так и осталось на бумаге. В 1902 году инженеры П.А.Балинский и Е.К.Кнорре предложили проект подземной линии, соединяющей Замоскворечье с Тверской заставой. Но городская дума посчитала это предложение недостаточно проработанным, да и трамвай в ту пору уже приносил в казну ощутимый доход. В тоже время группа инженеров путей сообщения А. И. Антонович, Н. И. Голиневич и Н. П. Дмитриев предложили еще один интересный проект, который назвался Московская городская железная дорога. Он предполагал комбинирование подземной и надземной прокладки четырех радиальных линий и одной кольцевой со станциями пересадки по трассе Камер-Коллежского вала. Спустя еще 11 лет Городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трех подземных диаметров: Таганско-Тверского, Арбатско-Мясницкого и Виндавско-Замоскворецкого. Ожидалось, что стройка начнется в 1914 году и продлится до 1920-го. Весной 1914 года в Калитниках успели начать строительство первого депо, но процесс остановила начавшаяся Первая мировая война. В 1923 году власти столицы заказали проект нового вида общественного транспорта иностранной компании Siemens Bauunion GmbH. Немецкие инженеры подготовили его за два года. Он включал в себя 80 км тоннелей и 86 станций, но ему также было суждено остаться на бумаге из-за отсутствия денег.

В 1931 году, стремясь улучшить транспортную обстановку в столице и разгрузить трамвай, власти столицы все же приняли решение о начале строительства метро. Прокладка первого опытного участка началась в ноябре того же года на Русаковской улице. При проектировании станций метро возник спор об их типе. В конечном итоге проектировщики пришли к выводу, что наиболее оптимальным будет вариант трехсводчатой станции с островной платформой. Чтобы определить маршрут первой линии метро, исследовали пассажиропоток московского трамвая – метрополитен должен был повторить самые напряженные маршруты. Для проведения  подземных работ применялся английский метод щитовой проходке, а в самих работах участвовали квалифицированные европейские и американские рабочие и техники.

15 мая 1935 года был открыт Московский метрополитен. На первых порах он шел от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую» и состоял из 11 км трассы и 13 станций – здесь курсировали 12 составов. До начала Великой Отечественной войны успели построить Арбатскую, Филевскую и Горьковско-Замоскворецкую линии. Во время войны, когда метро использовалось как бомбоубежище при авианалетах, был момент, когда по приказу Л.М.Кагановича метро закрывалось и его готовили к уничтожению как объект, имеющий стратегическую важность. 16 октября 1941 года стал единственным днем, когда метро в Москве не работало. В годы войны, когда враг был отброшен от столицы, строительство метро возобновилось и метропроходцы успели ввести в строй еще семь станций третьей очереди.

После войны строительство продолжилось интенсивными темпами – город быстро рос и восстанавливался, а потому нуждался в надежном общественном транспорте.

 

Московское метро – сегодня и завтра

Сегодня трудно представить себе столицу России без разветвленной сети подземных транспортных путей. По статистике каждый год 2,5 млрд пассажиров пользуются столичным метро. В настоящее время метрополитен Москвы – это свыше 360 км путей, 12 линий и более 200 станций. Но говорить о том, что этого достаточно для мегаполиса, все же не приходится. Хотя за последние семь-восемь лет в столице заработали 24 новых станции, а протяженность магистралей увеличилась на 50 км, столичная подземка по-прежнему испытывает значительные перегрузки, особенно в часы пик. Эксперты, напоминая, что метро в Москве работает в гораздо более сложных условиях по сравнению с другими мировыми столицами, подсчитали, что для комфортного передвижения пассажиров под землей, необходимо проложить еще примерно 140-150 км транспортных магистралей.

Столичные власти обещают в течение ближайших нескольких лет построить примерно 120 км путей метрополитена и открыть порядка 50 станций. Ранее в Институте Генплана подчеркивали, что самыми злободневными проблемами столичной подземки является перегруженность практически всех пересадочных узлов на кольцевой линии и внутри «кольца». Кроме того, как отмечают специалисты, в часы пик на пределах пропускной способности работают станции, имеющие только один выход. Речь идет о станциях «Комсомольская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Новокузнецкая» и «Семеновская».

Отчасти ситуацию сможет улучшить открытие Большой кольцевой линии (БКЛ – прежнее название – третий пересадочный контур) с пересечением всех существующих линий. Ожидается, что произойдет это не ранее 2022 года. БКЛ включает в себя 31 станцию с 21 пересадкой.

В 2018 году состоится открытие участков Кожуховской и Калининско-Солнцевской линий метро и новых станций на Большой кольцевой и Замоскворецкой линиях. Открытие намечено на конец лета. Речь идет о сдаче в эксплуатацию сразу семи станций. Такого, чтобы одновременно открывались сразу так много станций, в Москве не было на протяжении последних 20 лет.

По планам метростроевцев, Калининско-Солнцевская ветка превратится из двух радиальных в диаметральную и дойдет до Новой Москвы (скорее всего, она будет проведена до аэропорта и станет подземным дублером аэроэкспресса). Рассказывая о планах по развитию метро, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, отмечал, что работы по строительству новой радиальной ветки метро от станции «Нижегородская» на восток города начнутся после запуска БКЛ.

По имеющейся информации, власти города прорабатывают возможность строительства четырех новых участков метро.

«Речь идет о линиях от станции «Хорошевская» БКЛ в Рублево-Архангельское и от будущей станции «Улица Новаторов» БКЛ до Коммунарки и в дальнейшем до Троицка и до деревни «Красная Пахра»в Новой Москве. Кроме этого, появится Бирюлевская линия», которая соединит Южное и Северное Бутово и станцию «Столбово», – пояснил заммэра, напомнив, что в проработке находится строительство 43 км тоннелей метро и 18 станций. Не исключено, что к 2025 году у жителей Мытищ тоже появится своя станция метро.  

Ожидаемый эффект от масштабной программы развития Московского метрополитена в ближайшее время позволит увеличить длину линий до 450 км, а общее количество станций до 256.

В глобальных планах, рассчитанных до 2035 года, протяженность всех линий московской подземки достигнет 670 км, что позволит обслуживать более 1 млн пассажиров дополнительно. Появятся линии, которые будут выходить в Московскую область. У них будут более длинные перегоны для обеспечения большего объема пассажирских перевозок, но эти линии проектировщики «впишут» в систему московского метро, которая формируется в настоящее время.

Ранее Марат Хуснуллин заявлял, что после того, как все намеченные планы по развитию метро в Москве будут претворены в жизнь, 93% жителей, среди них и 2,3 млн человек, проживающих в периферийных районах, получат метро в шаговой доступности. «Сейчас этот показатель составляет 81%», – уточнил Марат Хуснуллин. Сократится и дальность подвоза пассажиров на наземном транспорте к метро с 7-10 км до 2,5 км.

По прогнозам экспертов, к 2030 году московская подземка сможет перевозить 3,5 млрд пассажиров в год.

Интересные факты о столичном метро

Во время Великой Отечественной войны в московской подземке, где люди пережидали авианалеты вражеской авиации, под звуки разрывающихся бомб, на свет появились 217 детей.

Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом холодной войны. По замыслу руководства страны станции глубокого заложения должны были выполнять роль бомбоубежищ на случай ядерной войны.

В середине прошлого века, борясь с плывунами, метростроевцы использовали технологию замораживания грунта – бурили отдельные скважины и пускали в них раствор соли хлористого кальция. Образующиеся ледяные цилиндры разрастались, соединялись и образовывали водонепроницаемую стену.

Последними станциями, построенными в классическом сталинском стиле, стали «Фрунзенская» и «Спортивная», начавшие работать 1 мая 1957 года. Двумя годами ранее было принято решение о том, чтобы сделать упор в развитии подземки на увеличение темпов строительства, который предполагалось достичь за счет удешевления строительства станций и от дорогих индивидуальных проектов перешли к более дешевым типовым.

Сегодня поезда в московском метро развивают скорость до 90 км/ч – по этому показателю столичная подземка лидирует в рейтинге лучших транспортных систем. Еще одно достижение метро Москвы – самый короткий интервал движения между составами, который составляет не более 90 секунд.

Чтобы претворить в жизнь планы по строительству метро, понадобится 70 тыс. метростроевцев. Для сравнения – в настоящее время на строящихся объектах столичной подземки трудятся 50 тыс. специалистов.