Модернизация БАМа и Транссиба расширит торговые возможности России

Поручение Владимира Путина расширить и модернизировать БАМ и Транссиб‍ даст толчок развитию целого ряда регионов России. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал политолог, замдиректора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук, доцент Владимир Шаповалов.

«В последнем послании Путина к Федеральному Собранию говорилось о масштабных инфраструктурных проектах, которые станут генеральной идеей развития России. Такой шаг не просто оправдан – пожалуй, это единственно верный вектор движения РФ, его глава государства впоследствии закрепил в майском указе. Россия – пространственная держава, обладающая самой большой территорией в мире. От того, как регионы сопряжены друг с другом, зависит очень многое.

Страна имеет большой положительный опыт строительства коммуникаций внутри государства – это и Крымский мост, и развитие московской агломерации, и обновления федеральных автомагистралей, железных дорог в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. Сейчас начинается новый этап развития инфраструктуры нашего государства, вполне естественно, что одной из целей становится развитие важнейших транспортных артерий, связывающих запад и восток России», — отмечает аналитик.

Президент РФ Владимир Путин поручил включить БАМ и Транссиб в план модернизации магистральной инфраструктуры – Байкало-Амурская и Транссибирская транспортные артерии будут расширены и реконструированы. «Правительству РФ представить предложения, в том числе с учетом оценки финансовых последствий для бюджетов бюджетной системы… о включении в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры мероприятий по расширению БАМа и Транссиба», — гласит поручение, которое должно быть исполнено до 10 сентября.

«Восточная Сибирь и Дальний Восток соединены БАМом и Транссибом – оба проекта для своего времени были масштабными и ключевыми, Российская империя и Советский Союз с их помощью достигли очень многого. Но к настоящему времени эти проекты нуждаются в модернизации. От того, насколько быстро и эффективно она пройдет, будет зависеть, прежде всего, развитие регионов, которые считаются сложными.

Дальний Восток и Восточная Сибирь, как известно, не заселены в должной степени. Стимулирующие меры вроде дальневосточного гектара и создание крупных университетских центров дают свои плоды, но их недостаточно. Люди будут стремиться в регион и закрепляться в нем, если у них будет возможность свободно перемещаться, а внутри субъекта федерации не возникнет проблем с товарами из-за плохой логистики. Эта задача решается глобальными инфраструктурными проектами, в том числе модернизацией БАМа и Транссиба», — подчеркивает эксперт.

Транспортный коридор

Планируется, что пропускная способность магистралей к 2024 году вырастет в полтора раза — до 180 млн тонн. Проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает увеличение в 2020 году провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 124,9 млн тонн — на 66,8 млн тонн в год к уровню 2012 года. По итогам технико-технологического ценового аудита проекта размер инвестиционных затрат составляет 554,1 млрд рублей, в том числе за счет средств РЖД — 302,2 млрд рублей, федерального бюджета — 104,2 млрд рублей, Фонда национального благосостояния — 147,7 млрд рублей.

Возможный переход в стадию так называемого БАМ-2 — дальнейшего развития инфраструктуры за пределами 2020 году даст прирост грузов по данному направлению в 2024-2025 годы около 114 млн тонн по сравнению с 2012 года, говорил первый заместитель генерального директора РЖД Вадим Михайлов. По его словам, в частности, серьезный экономический эффект может иметь электрификация восточной части БАМа — от Комсомольска-на-Амуре в сторону порта Ванино.

«Обновленные БАМ и Транссиб позволят России стать базовым элементом транспортного коридора между Европой и Азией. Это очень важными и амбициозные цели, они станут мощным двигателем развития России на ближайшие годы. Масштабные мегапроекты создают большое число дополнительное число рабочих мест, что очень важно для регионов, причем не на полгода, а на семь-восемь лет вперед.

Кроме того, дополнительные заказы получает целый ряд смежных отраслей экономики, которые обслуживают основное строительство. Здесь и производство необходимых компонентов, и оказание транспортных услуг, и даже обеспечение питанием сотрудников. Вокруг одного проекта, как правило, вырастает целый ряд небольших предприятий с большим числом сотрудников, обеспечивающий мега-стройку всем необходимым.

Весь этот процесс – мощный импульс, мотор для развития целых регионов. Мегапроекты оставляют после себя не только инфраструктуру, обеспечивающую более комфортные условия на многие годы вперед, но и готовые предприятия с неплохим опытом, готовые конкурировать на рынке, предоставляя работу местным жителям и делая немалые отчисления в бюджет субъекта федерации», — заключает Владимир Шаповалов.