Масленников: новая военно-строительная компания увеличит эффективность и прозрачность госрасходов

Создание единой некоммерческой военно-строительной компании в рамках Минобороны РФ соответствует духу развития современной российской экономики – считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

Минобороны РФ отреагировало на проблемы «Спецстроя»

Министр обороны РФ Сергей Шойгу сегодня заявил, что все военное строительство в России передадут в ведение некоммерческой военно-строительной компании, причем эта система придет на смену «Спецстрою», который был недавно расформирован.

Фактически, это реакция Минобороны РФ на ситуацию, которая создалась вокруг строительства космодрома «Восточный».

Шойгу считает, что данная мера позволит вывести строительство военных объектов из коммерческого сектора, а, значит, минимизировать риски, которые существуют в нашем строительном комплексе, и обеспечить имущественную безопасность военных проектов.

Другой вопрос, что Минобороны РФ постепенно возвращает себе те возможности, которые у него были во времена СССР, когда данное ведомство было хозяйственным суперкомплексом внутри советской экономики, существовавшим во многом в отрыве от нее.

«Данная оптимизация управления хозяйственным комплексом внутри Минобороны РФ выглядит естественно, поскольку любое министерство ищет пути, чтобы работа по подведомственным проектам велась максимально эффективно», — констатирует Масленников.

Например, использование гражданского строительства в военной отрасли часто идет с накладками, которые для данного направления совершенно недопустимы. Это время, игра с ценами, а иногда и использование глубоко сомнительных строительных схем.

В гражданской экономике этими вопросами занимаются следственные органы, а на военном направлении разговор идет о невыполненной задаче, от которой зависит обороноспособность страны, поэтому возвращение отраслевого строительного органа выглядит логичным.

«Это поиск пути более эффективного управления. И именно это сподвигло Минобороны РФ на возвращение к тем вариантам, которые были раньше, хотя нельзя говорить и о повторении советского опыта, поскольку правовая и экономическая основы сейчас другие, чем раньше. Поэтому перед нами не возвращение назад, а естественное развитие данной отрасли», — резюмирует Масленников.

Как замечает эксперт, эта инициатива Шойгу может рассматриваться, как действие, направленное на большую прозрачность отрасли военного строительства, ведь создание данной системы упростит все схемы, которые здесь действуют и применяются.

«Такая система сделает более эффективными государственные закупки на этом направлении. Это оправданно по той причине, что государство тратит многомиллиардные суммы на различное военное строительство. Кроме того, в этом процессе действуют и многие государственные и частные компании, поэтому это решение пойдет на пользу всей российской экономике», — заключает Масленников.

Это соответствует общему развитию России

Что касается общего российского пейзажа, то для нашей страны такой подход является логичным развитием тех регулятивных практик, которые в настоящее время задают тон в отечественном народном хозяйстве. Ведь не надо забывать, что мы в ближайшие годы собираемся потратить 18 трлн рублей на реализацию национальных проектов, поэтому прозрачность в этом деле играет особую роль.

«В результате, постоянно возникает вопрос, а есть ли у государства уверенность, что эти средства будут потрачены с необходимым уровнем эффективности и не осядут в процессе их реализации в отдельных проектах и начинаниях», — констатирует Масленников.

Соответственно, это начинание Минобороны РФ нужно рассматривать в качестве общегосударственной линии, направленной на увеличение эффективности расходования бюджетных средств. Так что, это не какой-то частный проект в рамках Минобороны РФ.

«Поэтому для России это разумный вариант развития регулятивных практик, поскольку зона государственного заказа остается в нашей стране наиболее уязвимой с точки зрения эффективности расходования средств. И здесь мы видим политику оптимизации на уровне военного ведомства, которая направлена на улучшение качества регулирования государственных расходов», — резюмирует Масленников.

По мнению Никиты Ивановича, оптимизация госрасходов в рамках Минобороны РФ вписывается в ту линию, которая сейчас реализуется в рамках всей российской экономики, поэтому в создании этой новой строительной структуры нет ничего удивительного.

«Дальше нам остается следить за тем, что здесь будет происходить. Ведь только путем тщательного мониторинга новой структуры можно будет понять, насколько эффективной является данная военно-строительная организация», — заключает Масленников.

Очевидно также, что здесь не будет дополнительных издержек, поскольку Счетная палата РФ сразу возьмет этот вопрос под свой контроль и будет анализировать и оценивать эффективность и правомерность работы новой структуры, которая придет на смену «Спецстрою».

«Таким образом, перед нами очень интересный процесс в плане нового подхода к эффективности государственных расходов и будет интересно посмотреть на то, каких успехов здесь добьется Минобороны РФ», — констатирует Масленников.

Возможно, что такой подход для России действительно будет максимально эффективным.