Любишь кататься – люби за дороги платить

Участок скоростной автомобильной трассы М-11 (Москва – Санкт-Петербург), идущий в обход Вышнего Волочка в Тверской области, будет платным. Соответствующее решение сегодня приняло правительство РФ. Протяженность оговариваемого участка составляет 71,98 км (с 258-го по 334-й километр автомагистрали), его планируется ввести в эксплуатацию до конца ноября. Генеральным подрядчиком строительства данного участка выступала компания «Мостотрест».

Полученные от автомобилистов средства позволят компенсировать больше половины средств, затраченных на ремонт и содержание участка. В распоряжении кабинета министров оговаривается, что за проезд по данному участку плата будет взиматься в течение 99 лет со дня введения его в эксплуатацию. 

Проезд через Вышний Волочок всегда был испытанием для водителей – это один из самых загруженных участков эксплуатируемой сегодня федеральной трассы М-10 «Россия». Новая магистраль М-11, дублер М-10, прокладывается в обход всех населенных пунктов, это ее заметное преимущество. Таким образом, решается столь актуальная сегодня проблема «прохождения» Вышнего Волочка – автомобилисты порой вынуждены были провести в городе в пробках не один час.

Однако за удовольствие – возможность ехать быстро и без заминок – придется платить. О том, что отдельные участки М-11 будут платными, сообщалось изначально. Те, кто платить не желает из принципа, смогут продолжить пользоваться М-10. Протяженность аналогичного бесплатного участка старой трассы 72,9 км, то есть больше платного всего на один километр.

Откладывать строительство новой автомобильной трассы, связующей две столицы, уже было нельзя. Нагрузка на М-10 и так превышает все существующие нормы в несколько раз. М-10 и М-11 в нескольких местах будут пересекаться (на 58-м, 149-м, 257-м, 331-м и 545-м километрах) – это позволит водителям построить оптимальный для себя маршрут – по стоимости, и по времени прохождения. Расчетная скорость движения по новой трассе составит 150 км/ч, а ее общая протяженность – 669 км. Вся дорога будет освещенной.

Проект магистрали М-11 во многом во многом стал новаторским. Во-первых, это первая в современной России новая автодорога, построенная в Европейской части страны. Во-вторых, при ее строительстве впервые задействовался механизм государственно-частного партнерства – то есть государство привлекло частные инвестиции с целью снизить бюджетные расходы.

Планы по привлечению частного капитала в связи с непростой экономической ситуацией и значительным ослаблением рубля в этом году пришлось скорректировать. Так, например, если изначально рассчитывалось, что внебюджетное финансирование строительства участка в Московской и Тверской областях составит примерно 50%, то сейчас речь идет уже о 20-25%. Соответственно государству строительство трассы обойдется не в 30,1 млрд рублей, как сообщалось ранее, а в сумму от 51,5 до 55 млрд рублей.

Ранее (еще в 2013 году) сообщалось, что в среднем стоимость проезда по трассе составит 2-2,5 рубля за километр, цена будет сильно отличаться на разных участках магистрали. Также тогда заявлялось, что в целом поездка из Петербурга в Москву или в обратном направлении обойдется автомобилисту примерно в 600 рублей. Время покажет, насколько реальность будет соответствовать тем обещаниям – экономическая ситуация в стране за год существенно изменилась. Однако маловероятно, что плата сильно повысится. Тем более, что за возможность доехать без проволочек по хорошей дороге не жалко и заплатить.

Полностью М-11 должна быть готова к 2018 году – окончание ее строительства приурочено к проведению в России Чемпионата мира по футболу. Общая стоимость проекта на данный момент оценивается почти в 153 млрд рублей.

М-11 – одна из первых в России платных дорог, однако данная практика потихоньку начинает приживаться. В сегодняшнем распоряжении правительства речь также шла о трассе «Дон» (М-4), которая связывает Москву и Новороссийск. По ней проезд будет платным в течение значительного меньшего срока – всего до 1 мая 2019 года.

Юлия Порядина

Фото: ФБА «Экономика сегодня», Сергей Павлов