Китайский проект тоннеля в Крым может иметь “двойное дно”

Интерес китайских инвесторов к инфраструктурным проектам в Крыму требует более внимательного изучения. Согласно распространенному китайскому подходу инвестиции в создание тоннеля через Керченский пролив могут стать первым шагом к реализации более крупных проектов на полуострове, считает крымский политолог Владимир Джаралла.

Строительство тоннеля в Крым 

Об интересе китайских инвесторов к проекту строительства тоннеля через Керченский пролив рассказал министр экономического развития Крыма Андрей Мельников. Идея строительства тоннеля возникла не впервые, но расчетная стоимость такого проекта была колоссальной. Теперь же, по словам Мельникова, предложенные китайцами технологии позволяют превратить идею в жизнь с достаточно скромными затратами.

«В Крыму всерьез рассматривали инвестиционные планы китайских предпринимателей еще в 2013 году. На тот момент речь шла об инфраструктурных проектах по строительству морского порта, а также развитии сельского хозяйства и некоторых видов промышленного строительства. Оценки были неоднозначные. Предлагаемые Китаем преобразования выглядели грандиозными, в то время как Крым имел некоторые ограничения для их реализации.  С другой стороны экономический эффект казался достаточно масштабным.

С того времени ситуация изменилась, причем не только в Крыму, но и в Китае. Произошло ужесточение внутри самого китайского экономического сообщества, изменились требования к инвестициям, прежде всего государственным. В стадии глубокой проработки находится проект экономического пояса Шелкового пути, позволяющий избавиться от зависимости транспортировки грузов по морю. В связи с текущими изменениями проект тоннеля под Керченским проливом требует более внимательного изучения – кто его выдвинул, и какие цели здесь преследуют китайцы», – комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Выбор в пользу моста

Предыдущий вариант строительства тоннеля в Крым рассматривался в качестве альтернативы Керченскому мосту. На его создание планировалось потратить около 2,5 лет, при этом тоннель не должен был мешать судоходству в проливе. Предполагалось, что окончательный вариант подводного тоннеля  будет выглядеть следующим образом:  две железных дороги, автодорога на шесть полос и инфраструктурный канал для резервного электро- и газоснабжения.

Сумма проекта не называлась, но его финансирование должен был взять на себя Банк Китая. Подобный проект китайцы уже реализовали в Макао, его стоимость составила чуть более 2 млрд долларов. Но впоследствии выбор был сделан в пользу моста. Министр транспорта РФ Максим Соколов объяснил его тем, что на дне залива лежат крайне сложные грунты. А кроме того по дну проходит два тектонических разлома, поэтому стоить тоннель в таких геологических условиях запрещено.

«Строительство моста выглядит наиболее оптимальным решением, исходя из имеющихся средств и скорости строительства. Но его эксплуатация может поднять новые вопросы, например, как по нему будет организовано движение во время шторма. Строительство тоннеля в дополнении к строящемуся мосту фактически бы навсегда закрыло все вопросы в сфере транспорта. Но проезд по тоннелю наверняка осуществлялся бы на платной основе.

Стоит здесь упомянуть еще об одном важном моменте. Как правило, китайская сторона реализует такие идеи в том случае, если они является частью еще более крупных проектов. Например, последующее строительство промышленных производств или инфраструктурных проектов», – резюмирует Владимир Джаралла.