Из Азии в Европу в два раза быстрее: Северный морской путь набирает мировую популярность

Когда речь идет о необходимости иметь дело с самыми суровыми погодными условиями, мало стран в мире могут сравниться с Россией. Северный морской путь, проходящий вдоль побережья Арктики – новый приоритет страны, ведь он позволит обеспечить быструю доставку сжиженного природного газа и контейнерных грузов из Азии в Европу, сократив время доставки почти вдвое, пишет journal-neo.org.

Эта арктическая судоходная магистраль может стать альтернативой Суэцкому каналу. Китай также заинтересован в этой инициативе, и уже официально включил Северный морской путь в свою обновленную инфраструктуру Нового шелкового пути. Проект, реализуемый РФ, набирает мировую популярность.    

Перед тем, как принять участие в саммите G20 в Гамбурге в июле, президент Китая Си Цзиньпин сделал остановку в Москве, где он и президент России Владимир Путин подписали «Совместную китайско-российскую декларацию о дальнейшем укреплении всестороннего стратегического и кооперативного партнерства». Декларация включает Северный морской путь в качестве стратегической области сотрудничества между Китаем и Россией, а также провозглашает судоходную магистраль частью инфраструктуры китайского Нового шелкового пути. Со своей стороны, Россия вкладывает значительные средства в развитие новых портов и инфраструктуры, в том числе и для перевозки грузовых контейнеров и сжиженного природного газа, вдоль маршрута для обслуживания растущего морского трафика, проходящего через ее арктические территориальные воды.

Официально российское законодательство определяет Северный морской путь как территориальные воды вдоль русско-арктического побережья к востоку от Новой Земли в Архангельской области России, от Карского моря до Берингова пролива, который проходит между дальневосточной Россией и Аляской. Весь маршрут находится в арктических водах, в пределах исключительной экономической зоны России (ИЭЗ).

Предварительные геофизические исследования подтверждают, что большие запасы нефти и газа находятся под морским дном по всему Северному морскому пути, что еще сильнее увеличивает интерес китайского правительства к совместному освоению природных ресурсов с Россией. Для Китая Северный морской путь России предлагает гораздо более безопасную альтернативу получения нефти и газа, своеобразный план Б, которым можно воспользоваться в случае вторжения ВМС США в Малаккский пролив.

По оценкам Геологической службы США, в ИЭЗ Российской Арктики суммарные запасы арктической нефти составляют около одной трети всех саудовских запасов. Короче говоря, как сказал бы Марк Твен, у России есть «черное золото в ледяных водах…».

Китай не оспаривает права ИЭЗ России, а скорее стремится к сотрудничеству в сфере освоения природных ресурсов в рамках проекта Новый шелковый путь.

В августе этого года на испытательном пробеге российский танкер «Кристоф де Маржери» доставил норвежский сжиженный природный газ из Хаммерфеста (Норвегия) в Борионг (Южная Корея) всего за 19 дней, – примерно на 30% быстрее, чем по традиционному маршруту Суэцкого канала, при том, что судно было вынуждено проходить через льды толщиной в 1,2 метра. Часть маршрута, пролегающая через Арктическое море, была пройдена за шесть с половиной дней. 

Россия также сотрудничает с Южной Кореей в развитии судоходных возможностей своего Северного морского пути. 6 ноября министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка встретился с министром океанов и рыболовства Южной Кореи Ким Ен Суком. Обе стороны согласились провести совместные исследования и направить инвестиции в развитие водной магистрали. Совместные проекты будут включать судоходные узлы, которые планируется создавать на каждом конце Северного морского пути (Мурманск на западе и Петропавловск-Камчатский на востоке). Мурманск, граничащий с северными регионами Финляндии и Норвегии, имеет доступ к незамерзающему Баренцеву морю на протяжении всего года. Корейская компания Hyundai Merchant Marine планирует организовать пробные проходы контейнерных судов по Северному морскому пути в 2020 году. 

Сам Мурманск является одним из крупнейших в России инфраструктурных проектов. Основные строительные работы в настоящее время направлены на так называемый Мурманский транспортный узел, который включает в себя новые автомобильные и железные дороги, порты и другие объекты на западе у Кольского залива. Мурманск уже является ключевым центром перевалки угля, нефти, рыбы, металлов и других грузов из европейской части России. Он станет главными воротами для Северного морского пути в Азию.

Российская Федерация также завершает строительство нового порта в Сабетте на полуострове Ямал, где находятся крупнейшие в России запасы природного газа (55 триллионов кубических метров). Для сравнения, запасы Катара –  25 трлн. куб. м., а Ирана – 34 трлн. куб. м.

Раскрытие потенциала Северо-Восточного морского пути России сегодня является действительно приоритетной задачей, ведь развивающаяся экономика Азии требует все больше новых решений в области логистики, прежде всего ледоколов и портовой инфраструктуры вдоль арктического маршрута. Здесь Россия – беспрецедентный мировой лидер.

В начале 2016 года Россия заказала новый класс атомных ледоколов под названием «Арктика». Этот ледокол в настоящее время считается самым мощным в мире ледоколом своего типа и когда он будет готов к плаванию в 2019 году, он сможет легко ломать 3 метра льда. Второй атомный ледокол «Арктика» должен быть введен в эксплуатацию в 2020 году. В настоящее время в России в процессе строительства находятся в общей сложности 14 дизельных и атомных ледоколов. Все они строятся на верфи в районе Санкт-Петербурга. В 2016 году президент Путин лично обозначил приоритет создания ультрасовременного судостроительного центра в Приморском крае на Дальнем Востоке России, чтобы поспособствовать экономическому развитию дальневосточного региона.

18 ноября российские СМИ сообщили, что президент России Путин хочет передать проекты по развитию инфраструктуры для Северного морского пути государственной корпорации «Росатом». Согласно докладу, Путин одобрил идею, которая была передана ему его премьер-министром Дмитрием Медведевым. Среди других последствий решения о том, что «Росатом» будет отвечать за данные проекты, – то, что ядерные ледоколы будут играть гораздо более значимую роль в развитии всего Северо-Восточного морского пути.

По словам источника, это означает, что «Росатом» будет контролировать практически все: от строительства портов до строительства коммуникационной и навигационной инфраструктуры, а также координацию научных исследований. Согласно плану, новый Арктический дивизион «Росатома» будет руководить портами, ранее контролируемыми Министерством транспорта, а также неядерными ледоколами, которыми раньше управляли Росморпорт и Российский атомный ледокольный флот. 

Очевидно, что Россия разрабатывает передовые технологии и инфраструктуру в самых экстремальных климатических условиях в мире, развивает экономику, успешно сотрудничая с Китаем, Южной Кореей и даже в какой-то степени с Японией, вопреки ожиданиям неоконсерваторов, сидящих в Вашингтоне.