Флот ждет тяжелый год: три проблемы кораблестроения России

В научно-производственном объединении «Сатурн» заявили о завершении первого этапа опытно-конструкторских работ по созданию трех морских газотурбинных двигателей М-90ФР, Агрегат ДКВП и М-70ФРУ реверс. Эти двигатели в будущем будут стоять на всех российских боевых кораблях.

Но существует и серьезные проблемы. Согласно приоритетным задачам Минобороны на следующий год в боевой состав ВМФ на следующий год должны быть введены 7 боевых надводных кораблей. Но первые образцы морских двигателей будут созданы только к 2017 году, а первая поставка новых агрегатов на флот запланирована на 2018 год. Насколько отсутствие производства собственных двигателей, способно отразится на боевых возможностях военно-морского флота, нам пояснил военный эксперт Прохор Тебин.

«Я считаю, что это может быть критично для кораблестроения. Сама по себе проблема решаема и в ближайшей перспективе планируется наладить выпуск собственных турбин, но это уже привело к сокращению серии сторожевых кораблей 11356, которые хотели строить для Черноморского флота. Вторая тройка кораблей оказалась в подвешенной состоянии, и неизвестно достоят ее теперь или нет. Ходят слухи, что ее покупку рассмотрит Индия и тогда их достроят уже с украинскими двигателям. Отсутствие одной из основных корабельных систем серьезно сказывается на планах строительства кораблей, поэтому для флота это сейчас ключевая проблема», – комментирует эксперт.

Речь идет о кораблях завода «Янтарь» – из 6 кораблей морские двигатели, производимые украинским предприятием «Зоря-Машпроект», получили только первые три корабля. Потом случилась украинская история, и поставки продукции двойного назначения были остановлены. При этом, как выяснилось, аналогов газотурбинным двигателям в России нет, а сконструировать его за полгода задача крайней сложности, потому как раньше мы приобретали чаще всего уже полностью собранные агрегаты.

При этом проблема импортозамещения стоит особенно остро именно в области кораблестроения. Хотя вопрос собственных двигателей имеет наиболее высокий приоритет, скажем так стратегическое значение, существует и проблема с заменой других комплектующих, отмечает эксперт. Во время заседания морской коллегии летом этого года первый вице-премьер Дмитрий Рогозин ясно озвучил масштаб проблемы. Доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах превышает 90%, миллиардные инвестиции еще не принесли сколько-нибудь заметных плодов.

Как отмечает в разговоре с нами военный эксперт Андрей Миронов, существует три основных проблемы в российском кораблестроении. «Во-первых, технологическое оснащение большинства заводов было спроектировано и заложено в 80-х года 20 века, а то и значительно раньше. Сейчас оборудование серьезно устарело, оно неэффективно и не отвечает современным требованиям ВМФ. Но эту проблему стараются решать. В Объединенной судостроительной корпорации вводят в эксплуатацию новые современные станки взамен износившегося оборудования, единственно, здесь необходимо действовать более масштабно», – считает эксперт.

«Во-вторых, необходимо шаг за шагом избавляться от импортных поставок. Все эти пульты управления, электродвигатели, насосы мы в состоянии сами делать сами. От импортных комплектующих в приборостроении необходимо избавиться как можно скорее. Для этого важно, в том числе наладить связь производителей друг с другом, и заказчиков с производствами. Ну и третья серьезная проблема – серьезный кадровый голод оборонных предприятий, что напрямую сказывается на качестве изготавливаемой продукции. Отрасль остро нуждается в квалифицированных специалистах», – резюмирует эксперт.