“Экологическая авантюра” Польши с каналом под Калининградом объединит Россию и Европу

Запрет Евросоюза Польше строить канал рядом с Россией вызовет ответную реакцию Варшавы, а в итоге все закончится экологическим противостоянием. Такое мнение ФБА “Экономика сегодня” озвучил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор Николай Межевич.

“Оценивать в категориях логики и здравого смысла все действия польских властей в отношении России просто невозможно. И вина в этом лежит исключительно на Варшаве. Правящая партия “Право и справедливость” в своих действиях исходит исключительно из проамериканских и антироссийских позиций. Реваншистские позиции явно доминируют, определяя все в польской политике, включая строительство канала в Калининградском заливе.

Проблема выхода из залива в Балтийское море надумана – проход польских судов всегда согласовывался Россией без каких-то проблем и проволочек, так как задерживать гражданские торговые суда РФ никогда не была заинтересовала. Собственного военного флота у Польши нет, так что и вопросы по их проходу не возникали. Брюссель же, вполне естественно, обеспокоен экологическим аспектом заявленного Варшавой канала, не меньше этот аспект волнует и Россию”, – отмечает политолог.

Евросоюз запретил Польше строить канал на балтийском побережье – на границе с Калининградской областью – без одобрения Европейской комиссии. Варшава, в свою очередь, заявила, что ЕК признала целесообразность строительства, однако настояла на обсуждении технических вопросов. Брюссель настаивает, что строительство канала через Балтийскую (Вислинскую) косу, который должен соединить город-порт Эльблонг с Балтийским морем и пройти в непосредственной близости от Калининградской области, не должно начаться до одобрения этого проекта. Негативную оценку польской инициативе давали и российские власти.

“Вислинская коса – это сверххрупкое сооружение, географы и гидрологи России признают: возникновение насыпи – результат случайного стечения обстоятельств. Она может волей стихии и случайностей исчезнуть, как появилась. Что Калининградский залив уникален, давно поняли немцы – Восточная Пруссия специально укрепляла насыпь природного сооружения, приложив к этому огромные усилия и средства. Проводились лесовосстановительные, берегоукрепительные работы.

Разрушать уникальную экологическую нишу объективных причин просто нет. Действия Польши продиктованы исключительно антироссийскими лозунгами, не подкрепленными фактами. Потому претензии, высказываемые Варшаве Москвой и Брюсселем, вполне понятны. Польше появление пролива ничего не даст политически и экономически – торговые суда и раньше спокойно выходили в Балтийское море. Экосистема косы же будет безвозвратно уничтожена. Экологи Берлина уже связываются с российскими учеными, чтобы оценить масштаб возможного урона природе и найти способ предотвратить эту экологическую авантюру”, – подчеркивает аналитик.

Канал и последствия

В конце прошлого года власти Польши объявили тендер на строительство канала через Балтийскую (Вислинскую) косу. Это узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от Гданьской бухты. Длина косы – 65 километров, 35 из них принадлежат России. В Польше коса соединена с материком, а в Калининградской области отделена от него судоходным проливом. В Варшаве заявляли, что канал нужен для обеспечения свободного прохода польских судов в Балтийское море, минуя российские территориальные воды и пролив у Балтийска. Стоимость проекта оценивается в 205 миллионов евро.

Коса образовалась в результате мощного шторма в 1502 году из гряды песчаных островов, и ее природа уникальна. Там растут несколько видов редчайших растений и обитают птицы, занесенные в Красную книгу. Появление канала изменит соленость воды в заливе, который является местом нерестилища нескольких видов ценных промысловых рыб. Также поменяется донный ландшафт внутреннего водоема, произойдет естественное заиливание. Будет ограничено и свободное перемещение животных, что скажется на их популяции. А главное, произойдет вымывание береговой полосы, что со временем сделает песчаную пересыпь снова грядой островов, что изменит экологию всей южной Балтики.

“Политические реалии заключаются в том, что для Польши сейчас два основных врага – Москва и Брюссель. Потому Варшава вполне способна “не заметить” яростных запретов Европы и продолжить строительство канала. Мнение Москвы при этом будет интересовать “Право и справедливость” еще меньше. Лучшим подарком польскому политику сейчас являются инициативы, способные создать проблемы одновременно России и евробюрократии.

Москва, несомненно, без ответа столь варварское отношение к заливу не оставит – ответ Польше будет политическим и, наверное, экономическим. Берлин тоже в долгу не останется – предупреждения Варшаве звучат уже сейчас, хоть и завуалированно. Европа, вероятнее всего, введет против Польши санкции, существенно осложнится внутриевропейский диалог. Впрочем, в той горе проблем, что Варшава уже доставляет Евросоюзу, самовольное уничтожение Вислинской косы, станет лишь очередной песчинкой”, – заключает Николай Межевич.