Дорогу Москва-Пекин будут строить на китайские кредиты

Возможное строительство скоростной дороги Москва-Пекин обсуждалось вчера, 1 апреля на заседании у президента. Этот проект станет одним из сюжетов, которые будут рассматриваться на встрече лидеров России и Китая 8 мая в Москве. 

Как рассказал ФБА «Экономика сегодня»  Сергей Санакоев, президент Российско-Китайского аналитического центра, проект скоростной магистрали является одним из вариантов построения части «Шелкового пути». 

«Шелковый путь» это не есть какой-то один единственный коридор. Пояс – это создание условий и путей в различных вариантах и в различных маршрутах по наиболее эффективной доставке товаров из Юго-Восточной Азии в европейскую часть континента», — объяснил он.

По словам эксперта, вчера впервые состоялась презентация этого проекта на таком высоком уровне. Заявление по этому поводу сделал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Предположительно, маршрут должен пройти мимо Монголии, через Казахстан, Урумчи и дальше уже до Пекина. Существует также возможность, что дорога пройдет через Монголию – это позволит сэкономить на строительстве. Сергей Санакоев предполагает, что Монголия с высокой вероятностью проявит заинтересованность в этом проекте.

После того, как будут достигнуты предварительные договоренности, начнется этап согласований, который должен занять от года до двух. Строительством займутся, скорее всего, китайские компании. «Строят они быстро, и вся магистраль будет закончена примерно за 4-5 лет», — предполагает Сергей Санакоев.

Та часть магистрали, которая будет находиться на территории России, будет принадлежать РЖД, то есть государству. «Логично, что все, что будет принадлежать государству, строить тоже должно само государство. Другое дело, что Китай может предложить долгосрочный кредит, допустим, на 20 лет под низкие проценты, порядка 3-4% годовых. Кредитование позволит не заниматься тем, чтобы найти источники финансирования в бюджете страны, а исходить из финансовых потоков самой дороги и окупить ее путем получение доходов от нее. Таким образом, собственником останется РФ, но на строительство не будут тратиться деньги из карманов налогоплательщиков», — комментирует эксперт.