Быть или не быть: Польша разыгрывает карту «Северного потока» в борьбе за лидерство

По заявлению МИД РФ, возражение на заявку о формировании консорциума “Северный поток-2” польского антимонопольного регулятора UOKiK связано с политическими мотивами.

“В решении Польши видны исключительно политические причины, поскольку экономических рисков в данном проекте для Польши нет, — прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — “Северный поток-2” призван перебросить российские газовые потоки, проходящие через территорию Украины. Польша больше завязана на те газовые потоки, которые идут через территорию Белоруссии, поэтому серьезных экономических убытков не понесет”.

“Россия в случае реализации проекта минимизирует свою зависимость от Украины, как от транзитера, что противоречит интересам США.

Украинские власти – это сателлиты США в Европе. Стратегической задачей США привязать к себе Европу, которая начала после окончания “холодной войны” “отвязываться” от американцев. Поскольку нет российской угрозы времен “холодной войны”, значит Вашингтону надо привязать к себе Европу на новых основаниях. Отсюда лоббирование трансатлантического партнерства.

Чтобы Европу привязать к себе более тесно, США нужно отвязать Европу от других стратегических партнеров, в том числе в сфере энергетики. Вашингтону не выгоден транзитный маршрут, который будет делом двух сторон – только России и Европы, без транзитных стран, вроде Украины. Польша может быть полезна для лоббирования американских интересов в Европе.

Польша, особенно после Brexit, пытается воспользоваться новой ситуацией. Раньше основным агентом США в Европе считалась Великобритания. Сейчас Британия рассматривается за пределами Европы. Польша стремится занять освободившуюся нишу.

Еще 10 лет назад Польша претендовала на роль лидера тех государств в Восточной Европе, которые настроены не столько проевропейски, сколько проамерикански. Сейчас, как это видит Польша, у нее есть такой шанс.

Польша хотела бы занять место основного агента США в Европе. Если Варшаве это удастся, и она станет представителем интересов США в Европе, то это повысит ее геополитическую значимость в собственных глазах”.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что позиция Польши может быть продиктована как политическими, так и экономическими причинами.

“Во-первых, Польша заинтересована в том, чтобы транзит через ее территорию из Белоруссию не снижался. Во-вторых, придерживаясь такой позиции, можно попытаться договориться о скидках на газ.

Отказ Польши пока не критичен для данного проекта. Даже без этого решения проект может быть реализован. Сложности могут возникнуть, когда начнется строительство сухопутной инфраструктуры, когда надо будет расширять действующие газопроводы OPAL и NEL. Для этого этапа консорциум европейских компаний должен начать финансирование и приступить к работам. Однако “Газпром” не связан сухопутной частью проекта и никаких претензий в части антимонопольного регулирования к “Газпрому” быть не может”.