Боковые крылья главного входа Парка Горького отреставрировали

В Парке Горького завершилась реставрация циркумференций – павильонов, расположенных по бокам от арки главного входа, сообщил глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

«С 1950-х годов по 2011 год здесь находились кассы. За два года специалисты восстановили фасады и интерьеры циркумференций. Шесть из 42 кассовых окон остались открытыми, их украшают вывески «Касса». Саму арку обновили еще в 2015 году. Таким образом, реставрация центрального входа в парк завершена», – сказал А. Емельянов.

Ансамбль главного входа в Парк Горького, который включает арку, циркумференции, кованую ограду с чугунными декоративными элементами и два фонаря, построили в 1955 году по проекту архитекторов Юрия Щуко и Ассена Спасова в стиле сталинский ампир. До этого он был деревянным.

С 2009 года центральный вход является выявленным объектом культурного наследия.

Реставрация циркумференций, которая началась в 2016 году, была проведена впервые с момента строительства. Перед специалистами стояла задача восстановить исторический облик зданий, воссоздать внутренние помещения и приспособить их под современные нужды. Работы проводились по проекту, согласованному с Мосгорнаследием.

«До реставрации проведена большая научно-исследовательская работа. Были изучены архивные документы и фотографии фасадов и интерьеров зданий. Лепной декор, входные двери, металлические люстры и бра, оконные рамы и паркет в центральных залах кассовых павильонов восстановили по сохранившимся образцам из тех же материалов, что использовались при строительстве зданий», – отметил А. Емельянов.

Фасады павильонов, которые выходят на ул. Крымский Вал, а также колонны облицованы природным камнем – известняком белого цвета. Их обрамляет фриз – полоса с лепным декором в виде цветочных гирлянд и плоских медальонов, а парапет кровли украшен декоративными элементами в виде шишек. Стены зданий со стороны парка покрыты штукатуркой, имитирующей природный камень.

Циркумференции сначала использовались для нужд сотрудников парка. Там находились кабинеты дирекции, фотолаборатория и художественная мастерская, где изготавливались плакаты, афиши и реквизит для праздников.

Здесь же размещались кассы: в 42 окнах – по 21 в каждом павильоне – можно было купить билет в парк. Вход в зону отдыха оставался платным до 2011 года. В 1990-е годы кассы в павильонах продолжали работать, но большую часть площадей занимали кафе и магазины.

«Поскольку сейчас вход в парк свободный и необходимости в кассах нет, большую часть окон было решено заложить. На их месте оставили ниши, чтобы не нарушать архитектурный облик зданий. Но в левом павильоне в память о том, что некогда здесь работали кассы, оставили шесть окон рабочими, над ними сохранили вывески «Касса», – добавил руководитель Мосгорнаследия.

Во время работ между колоннадой и главным фасадом был раскрыт несущий каркас кессонных потолков (потолки с балками, которые образуют ниши). Реставраторы предполагают, что этот элемент декора был задуман архитекторами при строительстве циркумференций. Но по каким-то причинам их замысел осуществить не удалось, и каркас был перекрыт.

В ходе реконструкции было решено довести до конца замысел архитекторов Юрия Щуко и Ассена Спасова, и теперь павильоны украшают кессонные потолки с фонарями в нишах.

На кассовых окнах и в нишах, а также над входными дверями установлены металлические декоративные решетки, воссозданные по сохранившимся образцам.

Специалисты усилили фундаменты павильонов, очистили фасады от грязи и пыли, заделали трещины и восполнили утраченные элементы, покрыли стены штукатуркой и покрасили. Поверхность стен обработали специальным составом, который защитит их от разрушения.

Декоративные элементы – шишки на парапете кровли – убрали, так как они начали разрушаться. Их полностью воссоздали по оригинальным образцам.

Дубовые входные двери и оконные рамы также отреставрировали. Кроме того, были обновлены и инженерные сети. За три года модернизировали системы канализации, горячего и холодного водоснабжения и вентиляционную систему.

В помещениях полностью восстановили планировку. По оставшимся оригинальным образцам был воссоздан интерьер кассовых павильонов – лепные карнизы и розетки под люстры, а также сами светильники, выполненные из бронзы.

В главных залах павильонов восстановили наборный дубовый паркет двух оттенков. В остальных помещениях уложили терраццо – бесшовное мозаичное покрытие, в состав которого входят цемент и крошка из природного камня.

Арка главного входа была закрыта на реставрацию с зимы 2014 года по лето 2015 года. За это время восстановили исторический облик здания, его укрепили, попутно провели инженерные работы.

После реставрации на крыше появилась смотровая площадка, подняться на которую можно на лифтах. Во внутренних помещениях арки открылся музей, посвященный легендарной зоне отдыха. К реставрации кассовых павильонов приступили в 2016 году.

«В этом году парку исполняется 90 лет. К юбилею мы вернули оригинальный облик многим историческим объектам. Поскольку оригинальный декор интерьеров был практически утрачен, отделка проводилась с учетом проекта архитекторов Юрия Щуко и Ассена Спасова. Кроме того, перед реставраторами стояла задача приспособить эти помещения под современное использование, и скоро посетители смогут пройтись по обновленным залам. Парк Горького – это живая история, нам важно не просто сохранить памятники архитектуры, но и вдохнуть в них новую жизнь», – подчеркнула директор Парка Горького Марина Люльчук.

Напомним, Парк Горького основан в 1928 году. Главным архитектором, проектировавшим территорию от главного входа до Нескучного сада, стал авангардист Константин Мельников. В 1932 году к проекту планировки парка приступили архитекторы Александр Власов и Алексей Щусев.

После Великой Отечественной войны в парке были проведены масштабные работы по благоустройству. Строительство ансамбля главного входа в Парк Горького было завершено в 1955 году.

Перед архитекторами Юрием Щуко (по его проекту также был построен и Центральный павильон ВДНХ) и Ассеном Спасовым стояла задача создать триумфальную арку – символ победы СССР в Великой Отечественной войне. Авторы ориентировались на европейские образцы, в том числе на Бранденбургские ворота (1788–1791) в центре Берлина.