БАМ и Трансиб: Путин форсирует строительство “Нового шелкового пути”

Президент РФ Владимир Путин дал указание выделить 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Россия сделала ставку на железнодорожное сообщение

Примечательно, что сто миллиардов рублей должны дойти до структур, которые ответственны за реализацию этого проекта, уже в этом году, а оставшиеся 50 млрд рублей придут к ним в течение следующего года.

Это решение президента еще раз подтверждает тот факт, что модернизация БАМ и Трансиба является одним из приоритетных проектов в контексте развития инфраструктуры Дальнего Востока и Восточной Сибири, причем общая стоимость этого проекта оценивается в 562 млрд рублей.

Кроме того, у нас перед глазами есть китайский опыт, где любое вложение в транспортную и, прежде всего, в железнодорожную инфраструктуру приносит рост ВВП в двукратном размере от изначальных инвестиций, не говоря уже о том, что без этого нельзя развить нашу Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Руководитель направления Финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что на практике вопрос подобных вложений очень трудный и здесь есть шанс нарваться на неэффективные проекты.

Китайский опыт необходимо воспринимать критически

«Кстати говоря, китайский опыт это подтверждает – есть в этой стране и критика подобных проектов со стороны, прежде всего, западных специалистов, и многие другие спорные вопросы. Очевидно одно, что выводы по этой китайской стратегии делать пока рано, и в этом плане крайне интересен будет очередной съезд КПК, который пройдет в Поднебесной осенью этого года», – констатирует Масленников.

В любом случае, как замечает Никита Сергеевич, китайцы начали всерьез заниматься проблемой эффективности железнодорожного транспорта, и уже имеют здесь неплохие промежуточные результаты.

«Все это говорит о том, что китайцы получили определенные успехи в железнодорожном транспорте, их нам необходимо тщательно изучать, но, во-первых, все эти проекты в Поднебесной еще не закончены, а, во-вторых, в контексте модернизации БАМ и Трансиба руководство России вряд ли исходит из опыта, который имеет место быть в соседнем с нами Китае», – заключает Масленников.

Что касается Трансиба и БАМ, то для нас это достаточно старые проекты в том смысле, что об их модернизации в нашей стране разговор начался более десяти лет назад.

«При этом, всем очевидно, что эти проекты необходимо реализовывать, но это дело все равно далеко от своей практической реализации. На этот счет были проработанные варианты еще когда главой РЖД был Владимир Якунин, но стадия начала работ по этим проектам началась только сегодня, причем дискуссия об этом активно шла в течение всего последнего года», – резюмирует Масленников.

На эти проекты придется потратить очень много денег

Все это говорит о том, что это решение президента является правильным, хотя в нем речь идет только о небольшой части тех инвестиционных объемов, которые требуют эти инфраструктурные проекты.

«Здесь присутствует и перспектива частных инвесторов, причем над этим Москвой уже ведется достаточно активная работа в рамках этих проектов. Все это только подтверждает тот факт, что для нас модернизация Трансиба и БАМ носит принципиальный характер – во-первых, она позволит увеличить потенциал открытой экономической зоны во Владивостоке, а, во-вторых, поможет развитию бизнеса на этой части российской территории», – констатирует Масленников.

Так же, как считает эксперт, не нужно забывать про то, что в случае, если мы начинаем работу по Трансибу, то фактически, тем самым, посылаем сигнал крупнейшим торговым игрокам Юго-Восточной Азии.

«Такие страны, как Китай и Япония очень сильно интересуют транзитные возможности России, которые нельзя «продать» без модернизации Трансиба и БАМ, а также значительных инвестиций в модернизацию этих инфраструктурных объектов. Поэтому можно сказать, что в рамках этого решения мы подразумеваем и этот важный вопрос», – заключает Масленников.

И в этой связи, выделение государственных средств на Трансиб и БАМ можно считать первым внятным шагом России в этом стратегически важном для нашей страны направлении.

Трансиб и БАМ могут стать частью «Нового шелкового пути»

«Китайские компании – в меньшей степени, и японские – в большей степени, давно интересуются развитием транспортной инфраструктуры в нашей стране. Это им необходимо для поставки своих товаров на рынки государств Центральной Азии, Закавказья и Евросоюза. Именно поэтому для нас так важен этот проект, а это решение было принято непосредственно самим Путиным», – резюмирует Масленников.

Соответственно, эта новость может быть оценена только положительно – это правильный шаг, который соответствует всем тем планам, которые мы сегодня имеем на Дальнем Востоке.

Достаточно вспомнить, что Россия давно выступает в качестве одного вариантов для прокладывания сухопутной части китайского транспортного маршрута «Нового шелкового пути» и данный процесс модернизации наших железнодорожных магистралей серьезно этому способствует.

«Об этих проектах постоянно говорилось и с китайскими коллегами на двусторонних встречах в контексте того, что мы ждем от них инвестиций по этим направлениям. Тот же самый вопрос поднимался и на саммите АТЭС, где президент Путин определил развитие железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке как один из главных приоритетов развития России и призвал всех участвовать в этом масштабном и долгосрочном проекте», – констатирует Масленников.