Азербайджан подыграл Порошенко, не зная Бродов

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о возможном возобновлении работ про проекту нефтепровода “Одесса-Броды”.

“Когда этот проект появился, было не понятно кто его будет использовать и зачем, – комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. – Единственная долгосрочная работа нефтепровода была в реверсном режиме, когда российскую нефть качали в Одессу.

“А в нормальном режиме из Одессы качали венсуэльскую нефть, когда был белорусско-российский конфликт. Использование этого нефтепровода было показательной акцией Белоруссии. Минск договорился с Уго Чависом о поставках нефти. Естественно, цена на нефть была в несколько раз выше.

Для чего сейчас использовать этот нефтепровод совсем не понятно. Нефтепровод войдет в историю как пиарнфтепровод. То Белоруссия в рамках конфликта с Россией показывала, что может качать венесуэльскую нефть, то Украина хочет закупать углеводороды только не российские, поэтому предлагает Азербайджану качать свою нефть. Но экономического смысла в этом проекте нет. Если оценивать с экономической точки зрения, то Украине дешевле закупать российскую нефть и нефтепродукты. В Азербайджане не будут в убыток себе за копейки продавать Украине нефть. Получается, что это выгодно только Азербайджану, который найдет для своей нефти дополнительный рынок сбыта, а Украина будет переплачивать за поставки нефти, чтобы продемонстрировать свою энергетическую независимость от России.

Если Украина хочет поставлять нефть только на свои НПЗ, то больших работ проводить не нужно. Если же Украина хочет стать транзитной страной и намерена через свою территорию поставлять нефть в Европу, то нужно достроить вторую часть нефтепровода. Но Европе не нужна эта нефть. Можно купить нефть дешевле, по себестоимости за счет того, что придет танкер на уже готовую инфраструктуру, а не доплачивать за транзит. Те причины, по которым этот нефтепровод не был достоин, сохранились”, – заключил эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что Украина хотела бы иметь диверсификацию маршрутов поставки нефти, но важна экономическая целесообразность проекта. Сейчас учитывая стоимость нефти, оценка проектов должна проводиться особенно тщательно.

Для Азербайджана возвращение к проекту- это возможность устойчивого сбыта нефти. Если стороны договорятся, то необходимо прописать контракт о гарантиях сбыта. Гарантия инвестиций потребуется в любом случае. В бюджете Азербайджана нет дополнительных средств для финансирования такого проекта, в силу падения доходов из-за конъюнктуры на рынке углеводородов, но, возможно, привлечение сторонних инвесторов при гарантии сбыта с понятными ценообразованием. Привлечь инвестиции может не Украина, а Азербайджан под жесткие условия контракта. Однако многие обсуждаемые проекты в 90% случаев не доходят до финального реализации. Вероятно, это тот случай, когда процесс важнее результата”, – резюмирует Сергей Пикин.

Напомним, что нефтепровод построен в 2001 году между Одессой и городом Броды во Львовской области, где происходит его стыковка с нефтепроводом “Дружба”. Использовался с 2005-2010 для поставок российской нефти из Брод в Одессу и для поставок нефти в Белоруссию в 2010-2011. Предполагалось, что Польша профинансирует достройку, но этого не произошло.