Африканский “коридор” России: сложнее всего договориться с Китаем

ЮАР пригласила Россию поучаствовать в создании транспортного коридора Север-Юг, который в будущем даст дополнительный импульс для развития нескольких десятков африканских государств. О перспективах проекта и степени возможного российского участия в нем расскажет «Экономика сегодня».

Поучаствовать Россию пригласил находящийся в визитом в Москве министр торговли и промышленности ЮАР Мзвандиле Масина, передает ТАСС. Впервые идея африканского транспортного коридора была озвучена в 2009 году, проект продиктован экономической подоплекой. Главная цель – простимулировать торговлю в  Африке. Масина выразил надежду сотрудничать с деле реализации инфраструктурных проектов с Внешэкономбанком.

В каком состоянии вообще находится транспортная инфраструктура в Африке, насколько участие в проекте может заинтересовать Россию, и почему сложнее всего договориться по «коридору» с Китаем, нам рассказал независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

«В принципе транспортный коридор Север – Юг вещь действительно хорошая. Африка сегодня осталась единственным континентом, где еще возможно какое-то индустриальное развитие. Освоение новых территорий и месторождений – всплеск для мировой экономики, но надо понимать, что Африка является сферой обширных интересов Китая. Он десантируется там очень активно и буквально «захватывает» континент на пару с Индией. В Африке уже проживают большие китайские диаспоры, а Пекин оказывает масштабную помощь африканским государствам.  

Коридор в теории должен связать несколько десятков государств, но пока здесь много вопросов. ЮАР предложило нам поучаствовать, потому что либо у них нет денег, либо они не хотят их тратить на инфраструктурный проект. Россия может поучаствовать двумя способами – деньгами или технологиями. Но так как вопрос с финансированием у нас внутри страны сейчас стоит остро, то, вероятно, рассматривается только вариант с технологиями, например, освежить советское наследие, которое на континенте представлено широко.

Но пока все ограничивается только намерениями, конкретики мало. К тому же с Китаем по Африке будет трудно партнерствовать – надо договариваться рамках БРИКС всем сторонам-участникам проекта. Но в  основном в Африке сегодня представлены китайские интересы, мы ушли оттуда в 90-е годы и за исключением ряда крупных проектов, например алюминиевое месторождение «Русала» в Анголе,  в регионе не представлены.

«Коридор» действительно будет способствовать активному экономическому развитию континента. Проект предполагает строительство железной дороги, хабов для транспортировки полезных ископаемых, автомобильной дороги и различных ответвлений для обслуживания транспорта. Предполагается и активизация авиасообщений. В Африке много старой советской авиации – мы ее можем обслуживать и обеспечивать необходимый ремонт

Можем поучаствовать и в строительстве железной дороги, хотя и не за свои деньги.  Реализация проекта займет лет двадцать. Он сравним по масштабу с проектом Шелкового пути, первое обсуждение которого началось еще в 90-е году. Сейчас мы находимся в начале пути – идет период встреч, переговоров, меморандумов и деклараций, но по серьезным вещам нам придется в будущем договариваться с Китаем».